История Double Dimension: "Мы столкнулись с типичными для СНГ-сцены проблемами - дисциплина и психология"
Продолжаем знакомить наших читателей с киберспортивными СНГ организациями. На очереди рассказ о Double Dimension.
На вопросы редакции Esportnews.gg согласился ответить CEO Double Dimension Юрий Федин.Он рассказал о тех проблемах с которыми сталкиваются молодые киберспортивные организации, сколько получают игроки тир-2 коллективов, а также о том, почему DD ушли из Dota2.
Кто они «Отцы основатели» Double Dimension. Чем они занимаются и что их привлекло в киберспорте?
Управление Double Dimension – команда из нескольких предпринимателей. CEO организации – это я, Юрий Федин. Занимаюсь рекламным бизнесом, другие мои партнеры занимаются финансами, инвестициями и юриспруденцией. Все инвесторы увлекаются видеоиграми – именно так они пришли к осознанию того, что игровая аудитория – это не только тинейджеры и подростки, а за киберспортом, как источником контента будущее. Аудитория киберспорта будет продолжать взрослеть, а значит это может быть интересным с точки зрения инвестиций. Ещё одна маленькая, но мало кому известная деталь: владельцы DD всегда хотели заниматься спортивным менеджментом, а киберспорт – отличная возможность попробовать свои силы на микроуровне с точки зрения финансовых вложений в киберспорт, в сравнении с вложениями в традиционный спорт.
На вооружении в Double Dimension не только опытне сотрудники, но и Divine Rapier. На фото СЕО Double Dimension Юрий Федин.
Почему при выборе названия организации остановились именно на Double Dimension?
Было много разных вариантов. Нам очень нравилась аббревиатура DD (которая связана с руной двойного урона) и мы очень хотели отразить ее в названии. Double Dimension – отличное звучание. К тому же, придумав «двойное измерение», у нас сразу родилась идея логотипа в стиле Маурица Корнелиса Эшера. Все удачно сложилось.
Известные работы Маурицио Корнелису Эшера, которые вдохновили создателей Double Dimension.
Какие цели ставились перед руководством DD когда создавалась организация? Как много из запланированного вам удалось достичь?
Основной целью организации было создание конкурентоспособного состава, который смог бы попасть на мейджоры и майноры. Мы смогли пробиться на многие региональные квалификации, лан-квалификации ROG Masters, стали топ-4 в закрытых квалификациях на The International 2018. Нельзя сказать, что мы достигли поставленной цели, но и назвать результат провальным тоже. На данный момент мы где-то посредине относительно того, где были в начале и куда хотели прийти.
Первым шагом в киберспорт стало подписание СНГ состава Chew Toy. С какими проблемами столкнулась организация, когда команда начала свои активные выступления на про-сцене?
Коротко ответить на этот злободневный вопрос трудно – он требует отдельной статьи. Но если попробовать выражаться ёмко, то мы столкнулись с типичными для СНГ-сцены проблемами: дисциплина и психология.
На дисциплине останавливаться не буду – скажу, что это очень сложный вопрос, по-разному решаемый в СНГ-организациях.
Основной проблемой стала психология. Мы работали с европейцами, арабами, ребятами из восточной Европы, а Exculibur и вовсе был шведом китайского происхождения. С уверенностью можем говорить, что в других странах проблем с психологией значительно меньше, чем у СНГ игроков. Начиная от того, что ребята не всегда бывают конструктивными после поражений, а заканчивая тем, что череда неудач практически гарантированно разваливает вам состав.
На последних квалификациях мы наняли профессионального психолога, который помогал нам укреплять командный дух и не сваливаться на личности после неудач.
Еще одна проблема последних месяцев – это зарплаты. За полтора года они выросли почти в 4 раза. Если раньше средний тир-2 игрок в СНГ получал $500, то сейчас с тобой не будут разговаривать, если ты предлагаешь меньше $1000-1500. Игроки команд, которые пробиваются на миноры и мажоры (речь даже не о высоких местах, а о факте попадания на турнир) начинают разговор от $2000.
Конечно, помучались и с инфраструктурой. В конце концов, арендовали постоянный буткемп, который сдаём многим своим коллегам по цеху, в том числе нашим друзьям из Virtus.Pro.
Некоторое время состав DD выступал в европейском регионе. С чем был связан переезд организации? Хотели испытать более профессиональных европейцев (речь о стереотипе касательно отношения к работе)?
После The International 2017 стало понятно, что нам нужно усилить состав опытными игроками. Ребята, которые остались в команде, очень хотели попробовать поиграть с европейцами. Поскольку сильных свободных агентов на локальном рынке мы не видели, мы поддержали их, поскаутили рынок, провели необходимые тесты и собрали первую смешанную команду. Одно из преимуществ киберспорта заключается в том, что географическое расположение конкретного игрока не так важно.
Цели сравнить уровень игроков в СНГ и Европе не было. Просто в тот конкретный период времени собрать интернациональный состав казался более перспективным. Выступал он, кстати, довольно неплохо.
После недолгих странствий DD вернулись в СНГ регион. Так в каком регионе организации понравилось работать больше: СНГ или Европе?
Мы никогда полноценно не перебирались в Европу. В самом «европеизированном» составе DD все равно было два представителя СНГ-региона. Рынок и конкурентоспособность на нем постоянно меняются, на тот момент в Европе были Team Secret и Team Liquid, которых звали на все турниры. OG тогда находились в плохой форме, а остальную часть региона составляли средние коллективы или стаки вроде The Final Tribe и 5 Anchors No Captain. К слову, мы ещё год назад присмотрелись к Топиасу «Topson» Таавитсайнену, когда он играл за финский стак. Перейти к нам ему помешала верность своей команде – он надеялся выиграть что-то значимое с ними. После дизбанда Топсон ждал предложений от топ-коллективов, и был не готов выступать за нас.
Topson - победитель TI8, а ведь он мог оказатся в составе Double Dimension.
Сейчас ситуация поменялась и Европа стала гораздо конкурентоспособней СНГ. OG, Team Secret, Team Liquid – все пребывают в хорошей форме. Alliance подтянулись, появляются интересные стаки вроде Wind And Rain (ныне это состав J.Storm) с Forev и другими ребятами. В общем, всё это вопрос текущего состояния про-сцены – не могу сказать, что какой-то регион явно доминирует или уступает другому.
Редакции Esportnews.gg удалось вспомнить турнир, где на отборочных играх выступал только один СНГ игрок Flow - StarLadder i-League Invitational S4.
За весь период существования состава DD сквозь организацию пришло много перспективных и известных игроков. Но при всем кадровом потенциале (Crystallize, Nongrata, KingR, Vanskor, Xcalibur, j4) организации не удалось закрепиться в топе. В чем причина такого результата?
Все эти игроки представляли DD на разных этапах развития организации и покинули ее по разным причинам. Зачастую потенциал конкретного игрока раскрывается с помощью других игроков. Тот же Crystallize толком не играл с тир-1 игроками, когда был в первом составе DD. Когда он поиграл с Dendi, SoNNeikO и General – он стал играть значительно лучше, в нём стало меньше «паберства» и больше «компетитива».
Nongrata обладал хорошим микро, как и любой пабер. Однако он не имел опыта в профессиональной Dota 2. Ему нужен был сильный саппорт, который мог бы его направлять. Таких ребят, как ALWAYSWANNAFLY и Nofear - он нашел в FlyToMoon. Также многие организации часто говорят об отсутствии синергии и сыгранности в составе. В этих словах есть смысл. Вы формируете состав и на бумаге он выглядит просто отлично. У вас вроде и на миде сильный исполнитель, который создает много спэйсит. На керри игрок, который дополняет мидера и тащит игру за игрой. Сильный плеймейкер на четверке, добротная тройка и опытный капитан.
Однако сажаешь их вместе – и не идёт. Или идёт, но через месяц начинает не ладиться, и команда уходит в тильт.
Всё очень непредсказуемо и в смысле формы игроков. Осенью мы подписали Planet Dog. Ребят, которые буквально за пару месяцев до этого ездили на The International. Но видимо TI был пиком этого состава, после которого у ребят получалось вместе всё хуже и хуже. Не помогал ни буткемп, ни аналитик с тренером – ничего. На тот момент у нас ещё не было психолога. К примеру, Milan тогда играл как 3к саппорт, хотя сейчас, феерит с Forev в J.Storm.
Double Dimension после подписания состава Planet Dog.
Игрокам в нашем регионе действительно очень важна дружеская атмосфера в коллективе. Недавние примеры с Gambit Esports (ex-ferzee) и Winstkire Team это подтверждают. Наверное, нам так и не удалось собрать состав из пяти игроков, которые бы полностью подходили друг другу, как в игровом, так и в личном плане. Исключение составляют последние два состава – ростер, который вошёл в топ-4 на квалификациях к The International 2018 и, собственно, ferzee, которых мы вели до момента квалификаций на турниры, но отказались подписывать контракты в связи с переходом в Fortnite.
Если взглянуть на наш регион в целом, то сделать это на 100% - собрать сильный состав, удержать его и заставить прогрессировать - удалось только Virtus.pro.
Не так давно, Double Dimension хотели стать первой «народной командой» в СНГ киберспорте. Можешь рассказать, чем закончилась эта история краундфандинга?
Как мы уже сказали, за последние несколько лет рынок зарплат игроков значительно вырос. Для решения этой проблемы мы решили попробовать предложить аудитории такой оригинальный вариант краудфандинга. Прежде чем запускать проект, мы решили провести небольшое исследование заинтересованности комьюнити в подобной идее. Наши опросы и отклики в СМИ показали, что аудитория сейчас не готова вкладывать средства в такие мероприятия. Мы поняли, что не соберем необходимую сумму, а потому не стали запускать проект. Денег мы ни с кого не собирали, хотя в комментариях нас пытались в этом упрекнуть, когда мы сменили дисциплину. Проект не был запущен, хотя мы до сих пор считаем, что это был бы интересный опыт для всей киберспортивной индустрии.
Сейчас DD остаются без состава в самой популярной дисциплине в СНГ регионе Dota 2. Планирует ли организация возвращаться в эту дисциплину?
Руководство команды всей душой любит Dota 2 и обязательно вернется в эту дисциплину. Реальность такова, что за последние несколько лет зарплаты игроков значительно выросли, поэтому организации необходимо зарабатывать деньги в других дисциплинах, чтобы показывать себя на достойном уровне в Dota 2.
Единственной активной дисциплиной для DD стал Fortnite. Почему выбор организации пал именно на нее, а не на условный PUBG?
Мы давно присматривались к Fortnite. Эта дисциплина за последние несколько месяцев сделала невероятный скачок в плане киберспортивной составляющей. К тому же, мы познакомились с по-настоящему сильными игроками BNq и Prestige. Эти парни только за последние несколько месяцев стали чемпионами и призерами нескольких лан-турниров. Парни как раз искали организацию. Звезды сошлись, и мы начали сотрудничать. В PUBG же сейчас очень мало по-настоящему сильных игроков, которые еще не состоят в киберспортивных организациях.
Организация Double Dimension возлагает большие надежды на этих ребят.
Double Dimension практически два года на киберспортивной арене. Какими достижениями организация гордится, а что хотелось бы исправить?
Исправлять, наверное, ничего не нужно. Все трудности, с которыми мы встречались на протяжении этих двух лет, дали нам огромное количество необходимого опыта. За время существования организации мы успели освоиться в киберспортивной индустрии и благодаря этому мы открыли агентство киберспортивного маркетинга Goose Gaming. Начали заниматься бизнесом, связанным с арендой буткемпов.
Мы очень гордимся тем, что нам вместе с комьюнити удалось помочь Александру «Flow» Сазонову. Нам удалось организовать сбор средств, провести эстафету стримеров и свой благотворительный турнир с участием топ-команд СНГ. Хоть это не имеет прямого отношения к результатам команды, мы очень гордимся этой историей и тем, что нам удалось привнести в индустрии как организации.
В плане спортивных достижений, самыми яркими результатами стали лан-квалификации на ROG MASTERS 2017 и 4 место в закрытых квалификациях на The International 2018. Мы верим, что главные титулы еще впереди!
Состав Double Dimension на закрытых квалификация к ROG MASTERS 2017.
Состав Double Dimension в перерыве между матчами отборов к TI8.
Какие планы организации на ближайший год? Ожидать ли болельщикам DD составов в новых дисциплинах?
Наша главная цель – попасть на Fortnite Winter Skirmish. Для этого наши игроки участвуют в турнирах, много тренируются, работают над сыгранностью и коммуникацией. В плане дисциплин мы пока планируем сосредоточиться на Fortnite. Про Dota 2 мы не забываем, но как было сказано выше, вряд ли вернемся в ближайшие несколько месяцев.
Ну и несколько слов для фанов и подписчиков DD.
Спасибо всем, кто поддерживал и поддерживает нашу организацию, не смотря на смену дисциплины. Мы читаем все комментарии, отвечаем на них и стараемся прислушиваться к мнению комьюнити. Надеемся, что вскоре сможем порадовать вас новыми анонсами!
Не забываем, подписываться на esportnews.gg в социальных сетях. Там мы коротко пишем о том, что не помещается в формат сайта. Сделать это очень просто кликнув по иконкам вверху экрана.
Автор: Александр "Asanya" Андрусенко специально для Esportnews.gg