Михаил «LEBED» Лебединец: «Если ты хочешь не пятнать свою репутацию, не стоит становиться комментатором»
Редакция esportnews.gg начинает серию рассказов о людях, которые представляют современный киберспорт в русскоязычном сегменте. Честный парень Михаил «LEBED» Лебединец пообщался с нами и рассказал о том, как его насильно заставили играть в HearthStone, работе комментатором на StarLadder и любви к хорошей музыке.
Страшно было надевать маску пай-мальчика и рассказывать, что ты такой добрый и бесконфликтный, когда я ни капли не «добрый и бесконфликтный».
Михаил «LEBED» Лебединец - комментатор, геймер, меломан
Начинал ты не как комментатор, а как полупрофессиональный игрок. Почему выбрал именно Starcraft и Dota?
На Starcraft сначала выбор пал довольно рандомно, как и у большинства детей, которые начинают играть. У меня был старший брат, у него были друзья, которые рубились во всякие старые игрухи, на подобие Quake, на подобие StarCraft.
Я на тот момент был совсем мелким шкетом, мне было лет 6-7 и меня ужасно обижало, что они вроде как со мной общались, но, когда садились во что-то играть, то, если речь шла о домашних посиделках с братом, каких-нибудь третьих Героев, то мы это с удовольствием реализовывали, а если речь шла о StarCraft, то мне говорили: «Ну, в общем, Миша, давай, короче без тебя», так как играть я не умел. Меня это дико обижало и тогда я установил себе StarCraft на компьютер и потихоньку начал играть.
Сначала со слабыми ботами, понятное дело. Проиграл у них пару сотен раз. Кучу раз забивал на игру, а потом, постепенно, становилось все интересней и интересней.
Когда LEBED наконец-то прокачался в StarCraft и начал разваливать кабины
Были еще те времена, когда интернет был по телефону. Когда было занято и особо интернетом пользоваться нельзя было. Постепенно стал играть с компьютером, потом все лучше, лучше и лучше. Потом вдруг начал понимать, что у меня вроде как получается быстро клацать на кнопочки, биндить всяких юнитов, выводить войска и тому подобное.
В Dota залетел примерно по такой же чистой случайности. С тиммейтами по StarCraft. Как-то они меня позвали просто поиграть вместе с ними в Dota. Я вообще не понимал, что это. Я знал WarCraft 3, но саму доту не знал. Вообще, карты типа доты и в StarCraft были, мы в них периодически играли, отдыхая от полноценных игр. Ну вот как-то так попробовал Dota, пошло, понравилось. Изначально понравились герои, на которых опять-таки можно было много клацать, куча подконтрольных юнитов. Поэтому и залип в эти 2 игры.
А шутеры никогда не привлекали. Несмотря на то, что я всегда хорошо нажимал на кнопочки, но голова как-то работала в плане стратегии. Мне просто не хватает реакции играть в шутеры. Я до сих пор ужасный ракал во всевозможные Counter-Strike и так далее, и «Калаш» - это мое крайнее звание, учитывая наигранных 3 или 4 тысячи часов.
Не каждому дано брать Global Elite
На StarCraft подсадил тебя старший брат, ты с ним играл в одной команде или слишком быстро его перерос по скиллу?
Не совсем так. У меня братец вообще сам не любил игры, это скорее его друзья, с которыми я общался, потому что общался с компанией брата. Как-то так мне повезло в этом плане. Обошел по скиллу? Да черт его знает. Это было очень не скоро. Знаешь, не было такого, что я сел, как показывают в американских фильмах, и уже через месяц всех разваливаю. Нет, меня нещадно избивали все, кому не лень. Я начал играть в 1999-2000 годах, а понял, что как-то могу с кем-то поиграть нормально, наверное, в году 2003-2004. Пару лет я периодически приходил после школы, иногда играл с ребятами в футбол, где-то ходил на кучу всяких секций, занимался чем-угодно, а когда было свободное время вот играл в старик.
После ты собрал с друзьями команду по Dota 2. Расскажи самую запоминающуюся историю из своей полупрофессиональной киберспортивной карьеры.
Да там, на самом деле, уже далеко не о друзьях было дело. В начале, понятное дело, все команды собираются с друзьями, потом вы уже начинаете потихоньку избавляться от тех друзей, которые играют похуже. Потом вы начинаете искать тиммейтов все сильнее и сильнее. Мы из тех трудовых работяг, которые прошли аматорскую серию, вышли в semi-pro, вышли из semi-pro в pro и даже почти… ну как почти, на самом деле, далеко были от старсерии, но всё же были такие шансы и возможности зацепиться.
С друзьями о TI сложно мечтать
Команд я поменял очень много. Наверное, команда, в которой я играл больше всего – King South. Глупейшее название, но нам в то время казалось, что это дико круто. Самое интересное и самое запоминающиеся? Есть классические ситуации, когда вы выигрываете за секунду до поражения, когда у вашего трона остается 100 НР и вы камбечите, и вам удается снести противника.
Самой запоминающейся стала игра, когда мы в одном из турниров встретились со стаком, где играл Artstyle и Dubas. На тот момент, это еще были времена второго-третьего The International. Artstyle был у них капитаном команды. Мы с ними встретились. Мало того, мы их еще и обыграли. Это вот такой вот самый запоминающийся момент, над которым до сих пор иногда удается по улыбаться.
Ну и еще потом, после того как я перестал играть в доту, помню, как по классике, встретили в паблике Вову «PGG» и такие: «О, мы играем против Вовы «PGG», и давай его убивать, веселиться на двух саппортах. А он еще и стримил, горит на стриме, а нам весело как бы и мы организовываем ему 0-8, 0-9. Классические истории, которых полно.
Однажды, Artstyle будет рассказывать, как проигрывал LEBED и его Королям юга
Как ты перешел в HearthStone? Как ты познакомился с игрой? Играл до этого в какие-нибудь коллекционные карточные игры или любовь к WarCraft у тебя была?
Вообще, у меня не было ни одно, ни второго. Вселенную Варкрафта, в следствие того, что я люблю StarCraft, я никогда особо не ценил. Играл я в Dota отдельно от лора WarCraft. Я и до сих пор, несмотря на то, что уже комментирую HS уже много лет, не силен в лоре. Чисто формально поиграл месяц два в WoW и на этом мне надоело. Особой любви к коллекционным карточным играм тоже не было. Вообще не играл ни во что. Слышал про MTG (Magic: The Gathering). Был на чемпионате во Львове. Но не как игрок, а как зритель, потому что там играл мой знакомый. Да и то, забежал на 15 минут.
В HS начал играть также, как начал играть в SC и Dota. Однажды сидели с тиммейтами по Dota 2, у нас был перерыв между играми на полтора часа, и один из ребят включил демонстрацию в Skype, и они там вместе играли какую-то аренку. Я сидел, не понимал, что происходит, и потом уже как-то более-менее въехал, когда ребята за пару вечеров подобных рассказали. Перерывы между катками на турнирах в Dota 2 большие, до 3 часов. Так что приходилось внедряться в HS. По сути меня заставили играть чуть ли не насильно.
Первая легендарка, пущенная на пыль
Первые 2 месяца играл сугубо казуально: заходил, катал арену, брал 15 ранг и считал, что это невероятно круто.
Как ты начинал? Тебя учили твои друзья, знакомые или ты смотрел стримы, про колоды и составлял колоды по собственному стилю?
Пока сам не начал стримить, я не особо знал, что существуют стримеры. Я знал, что существуют большие турниры: по SC, смотрел по доте, International и подобные, но я не представлял, что существуют стримеры. Я их никогда не находил. Я на сам Twitch никогда не заходил. Я переходил по конкретной ссылке: в группе ВК делается конкретный пост, бла-бла-бла, начинается The International, смотрите вот по этой ссылке. И я переходил по линку. Никогда в жизни не рылся по твичу. Я не знал, что есть про игроки, которые стримят.
Поэтому в начале я играл в HS сам по себе. Пробовал что-то, не получалось, взял «15 РАНГ», почувствовал себя бойцом и все такое. А потом я у кого-то спросил про варлока. Мне выпали какие-то карты, с которыми я вообще не понимал, что делать. Они не шли в лицо и на этом мое понимание игры заканчивалось абсолютно. «Карта не бьет в лицо!». Это еще была первая легендарка, которую я распылил - «Кровавый маг Талнос» за 2 маны 1/1. «Че? Легендарка за 2 маны 1/1? Что это вообще?». Помню раньше сам крафтил легендарку за 6 маны, которая до сих пор существует в игре, это классическая лега «Чудовище» за 6 маны 9/7. Я был в восторге, вот это легендарка. Ты ее поставил на 6 ход, на 7 все – прописал оппоненту 9 в лицо.
Когда вспоминаешь, сколько пыли пустил зря на ТОП ЛЕГИ
И так получилось, что я обратился к знакомому, который более опытный. В каждой компании есть свой гуру, который играет на «13 РАНГЕ». Я ему рассказал насчет Талноса, он сказал: «Короче, есть вот описание всех легендарных карт у парня, его зовут Trump». Он мне скинул его YouTube, я посмотрел – довольно приятный англоязычный стример, он, по-моему, до сих пор стримит. И вот как-то так я познакомился с этим миром вообще.
На его канале я увидел ссылку на Twitch. Там понял, что вообще существуют стримеры, начал смотреть англоязычны, разных форматов. В основном это все были игроки, которые долгое время держались в топе. Не фановый контент-стример, а ребята, которые как-то учили играть и помогали. Вот так потихоньку начал знакомиться с такими понятиями, как кривая маны, как вообще составляются колоды, что не каждое существо, у которого много атаки, это хорошо.
Trump (не путать с президентом) все также продолжает успешно стримить
Какая твоя была самая первая любимая дека?
Я вот не помню: или зоолок, или мехмаг. Кто-то из них. Я играл и на одном, и на втором очень много, но уже не помню какая из них первая, какая вторая. По идее, насколько мы прикидывали на стриме, то Легеду я взял в ноябре 2014 года, а тогда я не уверен, что мехмаг вообще был. Точно эти две колоды, потому что их было очень просто собирать. В них не было почти легендарок. В мехмаге был разве что Антонидас, а в зоолоке ничего. Любой простой работяга мог собрать себе эти колоды и весело отправиться в ладдер вплоть до взятия Легенды.
Легендарный Антонидас - незаменимая карта во многих сборках
Ты неплохо показал себя в HS как игрок? Выходил в топы, тебя замечали команды, приглашали на про сцену, но ты не соглашался. Почему? Тебя не интересовало это?
Ты все очень красиво описал, но на самом деле все это совсем не так. Если бы много команд мне предлагало становиться про игроком, я бы безусловно решился на это. Было так, что я, как и множество людей, играл в HS. Какие-то небольшие турниры я выигрывал, какие-то отборы проходил, выигрывал таверны в своих городах, онлайн-турниры. Постепенно начал общаться с топовыми ребятами, а параллельно с этим случайно в ВК нашел пост, что StarLadder ищет комментатора и подумал, что я, в принципе, на тот момент хорошо играю, уделяю игре много времени, мне всегда это было интересно. Плюс я почти 10 лет занимался актеркой, поэтому с поставленной дикцией, голосом проблем не было. Решил отправить свою заявку.
Примерно через неделю получил ответ, что я им интересен, можно попробовать записать, что-то организовать. Там вообще было много этапов. И когда они мне рассказывают о первом этапе, вдруг мой знакомый предложил играть в одной из команд. Очевидно, что где-то авантюрно было бы играть в команде, а если я попаду в ряды комментаторов, то с годами буду только расти и в денежном эквиваленте, и в плане известности все больше и больше. А игроки, тем более в такой дисциплине, как HS, где есть свои очевидные минусы и плюсы, неизвестно насколько долго смогут хорошо играть, насколько долго могут конкурировать с топовыми ребятами. Да и какой процент игроков пробивается? Поэтому в плане стабильности я сделал такой выбор. На тот момент мне было не 15-16, а 22 года. У меня длительные отношения с девушкой, мы живем отдельно, и я уже понимаю, что есть такое понятие, как работа, на которую я хожу 7-8 часов, зарплата и тому подобное.
Вместо однотипной работы офисного планктона, LEBED выбрал занятие «по душе»
Красиво звучит, что мне предлагали, а я так «нет-нет-нет» все отказываюсь. Есть простые и очевидные вещи – это деньги. Если есть где-то стабильность и надежность на несколько лет, а где-то «непонятно что, давай попробуем покатать вместе, посмотрим, что будет» - выбор был очевиден.
Ты начал рассказывать о том, что в StarLadder было несколько этапов отбора, много людей было, много заявок. Насколько ты верили, что выберут именно тебя?
На самом деле, я не могу сказать, что я верил и не могу сказать, что я не верил. Прежде чем садиться писать, я очень много просматривал, думал, но в основном практически все комментаторы делились на несколько групп.
Одни, пытались комментировать по типу футбольных матчей - с пафосом, монологом. Это невозможно слушать, это невозможно смотреть. Так записывала часть игроков, которые откровенно не шарят в том, что они делают.
Были даже ребята, которые стримили HS, стримили другие игры, опытные стримеры, опытные ведущие. Но они не разбираются в игре. Есть ребята, которые классические профессиональные игроки, которые сидят и говорят: «Ну вот он сейчас ударит в таунт 2/2, получаем выгодны размен, на следующий ход мы играем Алекстразу, через ход мы убиваем» и так дальше.
Очень много посидел, пообщался с друзьями, с товарищами, которые разбираются и не разбираются, с товарищем по актерке на тот момент общался. И как-то попытался это все совместить. По логике я понимал, что подошел хорошо, и шансов у меня много. Только кажется, что между тобой, простым человеком, и комментатором StarLadder огромная пропасть. На самом деле, абсолютно все комментаторы, самые старые, самые крутые, такие как Tafa, CaspeRR, V1lat, Alex007 – они все когда-то были просто фанатами этой игры, которые захотели проводить больше времени за изучением игроков, в разбирательствах, что так и к чему, и как-то так и попали. Мозгом я понимал, что у меня шансы хорошие, но верить – не верил.
Они все когда-то были просто фанатами этой игры, которые захотели проводить больше времени за изучением игроков
Отбор проходил очень долго. Изначально мне дали кусок игры, который нужно было прокомментировать – я прокомментировал. Затем мне дали следующий видосик, а после третий видосик. Потом было лайв комментирование на каком-то левом канале, где было человек 300 и все говорили: «О, боже, что за бомж». В полуфинальном этапе нас отобрали человек 8, а потом нас уже осталось 2: я и еще один молодой человек из города Белая Церковь. Нас пригласили на лайв-комментирование из студии StarLadder. На каждом из этих этапов нужно было готовиться и думать. Это не так, что я записал одно видео и прошел. Это была работа месяца на 3, к каждому этапу нужно было думать, что говорить, как говорить, какие вещи стоит, какие не стоит, как себя в принципе вести.
Страшно было надевать маску пай-мальчика и рассказывать, что ты такой добрый и бесконфликтный, когда я ни капли не «добрый и бесконфликтный». Хотел все сделать максимально честно, чтобы если я пройду, это не оказалось обманом. Самое главное, когда люди приходят на собеседование, не надевать эту маску. По факту, если я действительно не подхожу такой, какой я есть, то меня все равно уволят оттуда через месяц. Это бесполезно.
Ты прошел успешно все турниры и тебя пригласили на первый турнир в студию. Встретил ты там и Игоря «Boroda», и Олесю «Olesami». Можешь рассказать первое впечатление о каждом из них?
Батя и мама студии StarLadder по HearthStone
Первое впечатление – я был уверен, что они дикие, ЧСВ, неприятные люди. Я по натуре такой человек, который не переносит ЧСВ, пафоса. У меня не было радости от того, что я с ними познакомлюсь. Думал: «Ой, блин, сейчас, короче, повылазят. Эй ты, щегол, иди в угол, тут комментируют батя и мамка. Ты тут вообще никто и звать тебя никак». Думал, что все пройдет именно в таком ключе. А на самом деле оказалось, что ребята вполне адекватные, со своими, понятно дело, минусами, своими плюсами. В первый приезд мне удалось еще с Taff’ой пообщаться. У меня появилось удивительное ощущение, что это обычные люди. Ребята, которые занимаются таким видом работы. Кто-то работает столяром, кто-то космонавтом, кто-то актрисой – это просто работа. Они самые простые и обычные.
Как быстро притерлись друг к другу?
Сейчас на трансляциях царит атмосфера веселья
Это сложный вопрос, потому что притирание друг к другу – это часть работы, и она бесконечная. Если вы, к примеру, сотрудники и сидите напротив друг друга в офисе, и ваше общение заключается в том, что: «Эй, Маша, я иду делать себе кофе. Сделать тебе?». Вот тогда да, тогда кажется, будто вы офигенно общаетесь. Но если посадить их вдвоем покомментировать 10-12 часов, а если сделать это еще на неделю, то довольно проблематично. Когда ты сам уставший и злой комментируешь неделю по 12 часов и не особо спишь, рядом с тобой человек, который автоматически начинает тебя раздражать. Оно так есть, кто бы там ни был: твой брат, друг или коллега. Вот это и есть моменты притирания, когда вы начинаете какие-то более сложные моменты проходить вместе и начинает страховать.
Вначале мы не могли притереться, ведь мы были не на равных. Ну, априори, когда я работал первые полгода, год, мы были не на равных, ни с Игорем, ни с Олесей. Они были более опытные комментаторы, а я у них учился. Наверное, сейчас эта грань стерлась, и мы наравне, но с каждым есть свои моменты. Где-то через год, когда начали выступать на равных, начали друг друга страховать. Например, когда я вижу, что Игорь устал и засыпает, то я больше говорю, больше рассказываю и больше даю ему возможность давать сугубо односложные ответы.
Теперь любовь витает на турнирах от SL
Или, например, Игорь видит, что я дико туплю, начинаю нести чушь, и он возвращает обратно к игре. Это и есть работа в команде, которая у нас полноценно началась через год.
На первых турнирах, очевидно, всегда бывает мандраж и косяки, но какой самый запоминающийся факап для тебя был, когда ты уже освоился в новой роли?
Такие факапы есть всегда, у меня лайв работа, я не могу ничего подправить или изменить. Таких косяков могу найти практически в каждом эфире: когда ты уставший, не посчитал количество летала, когда я не определил ход игрока как правильный или посчитал ошибкой то, что не является ею - это повсеместно. Банально, работа киберспортивного комментатора она очень сильно отличается от того комментатора, которого вы видите спортивного.
Очень многие люди сравнивают киберспортивных комментаторов со спортивными. Обычно это проще, людям по старше, за 35. Кого они привыкли видеть? Они привыкли видеть дикторов по ТВ и футбольных комментаторов. Дело в том, что дикторы на ТВ выступают 40 минут, у него текст написан и дальше весь день он отдыхает. Если бы диктор по ТВ записывал что-то без остановки 12 часов - это другое дело. Скорее корректно сравнивать с каким-нибудь телемостом, что идет несколько часов. Соответственно, чем больше ты работаешь времени, чем меньше ты отдыхаешь, в плане выходных, тем больше факапов происходит.
Лица с телеэкранов все же пытаются пробиться и на киберспортивную сцену
Если из такого самого яркого… Это было условно недавно, где-то год назад. Я был ужасно вареный, я как раз приехал из Киева, я ведь работаю в Киеве, а живу во Львове. Приехал ночным поездом, вообще не спал и у меня в 4 часа утра был эфир из дому, который я закрывал сам, матча на HGG. Я помню, что я открыл какой-то матч, посмотрел на 2 сборных, а пока команды готовились, я сидел и минут 6 чесал людям про составы, кто капитан, сильные и слабые стороны лайн-апов, разобрал все 9 классов и с одной, и с другой стороны. А потом оказалось, что играют вообще другие сборные. Это такая классика, от которой ты не можешь убежать, поэтому если ты хочешь не пятнать свою репутацию и всегда оставаться «вау, крутым», то не стоит становиться комментатором – это 100%.
Не пересматриваешь старые свои записи? Насколько замечаешь сейчас свой прогресс, как комментатора? В чем именно вырос?
Вообще никакие старые записи не пересматриваю, кроме одного, очень забавного эфира, где играли в Колумбии MANOKO vs. DARKEDEN. Он у нас стал притчей во языцех, потому что он очень забавный. Это, наверное, самый веселый эфир, который у меня был за все время. Я смотрю свои записи актуально: после эфира могу сесть, перед сном включить и послушать, как я звучу со стороны, часто перематываю, смотрю, как я работаю в середине, начале, конце. Старые эфиры не пересматриваю, а смысл? Есть смысл работать с тем материалом, что есть сейчас.
Тот самый легендарный матч
На что потратил первую зарплату как комментатор?
У меня не было такой штуки к деньгам. Я и до этого работал во Львове. Это просто деньги. Я их стараюсь всегда тратить на какие-то адекватные вещи, на поездки, крутые штуки, мировые фестивали. Я музыку люблю, на это трачу денежку. У меня не было такого, что вау, первая зарплата. Я вообще к таким вещам отношусь очень спокойно. Мне нравится моя работа, да и здорово.
Немного о переездах. Ты живешь во Львове, но ездить комментировать часто приходится в Киев. Насколько комфортно так работать? Не думал переехать в Киев? Что останавливает?
Во-первых, я человек, который вырос в городе-миллионнике, который очень похож на европейские города: тихий, спокойный, выходишь в 13:00 на площадь Рынок и видишь, как сидят люди, которые пьют коньячок, отдыхают, они никуда не спешат. Это Львов – ты заходишь в любое, условно, кафе, к тебе подходят, говорят: «Давайте мы вам сделаем кофе. У нас сегодня такие отличные домашние пироги». Идет абсолютно спокойное, вялое общение. Киев – это город быстрый и агрессивный. Мне не близки такие города, как Питер, Москва, Киев. Это все такие большие машины, которые работают, несутся. Мне чужда сама энергетика города.
Волшебная площадь Рынок. Редакция esportnews.gg уже едет за коньячком
Во-вторых, у меня есть барышня, с которой мы уже встречаемся, прости господи, 11 лет. Страшные цифры! Она училась в Кракове заочно, ездила туда раз в две недели. Если со Львова до Кракова навскидку километров 300, то с Киева побольше будет.
В-третьих, у нас здесь друзья, родственники, собака, которая привыкла жить тут. Я не вижу смысла переезжать. Это не такой большой километраж, 500 км, в 2018 году. Если мне пишут, что у нас сегодня вечером эфир, то я с утра забронировал BlaBlaCar, днем я в него запрыгнул в 18:00 я уже в Киеве. Это вообще не проблема и вызывает намного меньше дискомфорта, нежели, если бы мы жили в Киеве, и я испытывал его каждый день.
Те, кто всегда ждут Мишу с его командировок
В социальных сетях ты часто жалуешься на недостаток сна. Как справляешься с этим? Сколько часов сна для тебя норма?
Сплю я мало, часов 5-6, мне этого хватает с головой. Я даже в выходные сплю 7 часов – это мой максимум. Проблема тут, скорее, в работе. У всех так, и у Саши, и у Игоря, и у Олеси – это графики, которые нужно менять. Вот, к примеру, рассказываю график на ближайшую неделю, дабы ниоткуда не отходить. 11-12 числа мы с Сашей комментировали турнир НСТ Germany, который шел с 14:00 до полуночи. Затем, с 16 числа, всего через 2 дня, мы начинаем комментировать турнир в Буэнос-Айресе, который стартует с полуночи до 10 утра. Мне нужно умудриться за 2 дня перестроить график. Он заканчивается 20 числа, а уже 21-го у меня эфир в 11 утра.
Многочасовые турниры истощают
Это главная проблема – тебе постоянно приходится менять графики. Ты не можешь ночь не спать и пойти на работу, потому что это работа комментатора – ты физически не откастишь 10 часов, если ты ночь не спал. Если ты занимаешься монотонной работой, как когда я во Львове занимался квартирами, очень часто мог ехать договора подписывать, даже если я всю ночь не спал - это не проблема. Если это работа, которая связана с творчеством и креативом, то это просто невозможно. Иначе ты будешь вести себя как робот.
Иногда тебе приходится комментировать из дома. Где удобней: в студии или по-домашнему, с собакой?
Турниры из дому – это все равно турниры. Они бывают только если занята студия или какие-то проблемы есть. Некоторые турниры мы закрываем из дома. Турниры в студии – это все-таки профессиональный подход, это правильно и, как по мне, такими они и должны быть. Понятно, не всегда такая возможность есть, SL занимается не только HS, иногда и у нас могут быть непредвиденные обстоятельства: кто-то заболел, сломал руку, ногу, еще что-то. Я в большинстве за турниры из студии, несмотря на то, что это создает дополнительный дискомфорт в плане переезда и проживания нескольких дней вне дома.
Дома хорошо, но на студии - професиональней
Ты рассказывал, что перед турнирами стараетесь просматривать стримы игроков, которые будут участвовать, просматриваете их сборки и настраиваетесь при помощи музыки на работу. Появились ли еще какие-то методы подготовки, может особые ритуалы? Можешь поделиться своим плейлистом для успешного рабочего дня?
Да все эти подготовки к эфирам, на самом деле, красивые в сумме слова. Но по факту, просмотр колод, это не совсем подготовка к эфиру. Ты должен играть все время и знать мету. У меня это благодаря стримам. Даже вне стримов я стараюсь как-то просматривать, что есть, сражаться в ладдере, пробовать те или иные деки, чтобы ты потом мог сказать что-то на турнире. Вся статистика, которую ты можешь подчерпнуть с других сайтов – она ничто, если ты сам это не прочувствовал, если не отыграл 100 раз варлока против ханта, то ты не будешь знать, как в современной мете играет варлок против ханта. Ты не сможешь сказать людям, какие карты нужно удержать в руках с одной и с другой стороны, в какие карты нужно идти и так далее.
В плане настройки на эфир – это лайнапы игроков, по ним всегда все понятно, потому что сейчас мета меньше дает возможности проявлять игрокам какие-то интересные моменты уже внутри игры. Зачастую они проявляются именно в лайнапах. Если ты видишь колоду , то можешь понимать, что именно игрок хочет от турнира, почему именно он заявил эти колоды. Есть игроки, которым более привычно играть на агрессии или на контроле, но зачастую ребята сейчас берут все под мету.
LEBED рекомендует
Музыка отлично помогает. Я вообще обожаю музыку и слушаю ее практически всегда. Плейлист для успешного рабочего дня? Это что-нибудь, что заряжает энергией, эмоциями. Перед тяжелыми эфирами я люблю себе бахнуть что-то по тяжелее. Вся музыка очень специфическая, я каждый вторник публикую у себя в группе «LEBED Music», где стараюсь делиться разной музыкой. Я слушаю тяжелую музыку, она зайдет не всем. В последнее 3-4 месяца перед эфирами я слушаю Amon Amarth и Kreator. Не думаю, что он зайдет большому количеству человек, ведь это тяжелый орущий металл, но, возможно, кто и улыбнется, если это прочитает и узнает.
У Майкла Баффера есть знаменитая фраза «Let's get ready to rumble», у футбольных комментаторов – «пушка страшная» и «Буффонище», есть ли какая-нибудь особенная фраза у тебя?
Такие фразы, скорее всего, определяют тебе зрители. У нас много подобных штук, которые родились в процессе эфиров. Их правда очень много. К примеру, мы с Александром с самого начала друг к другу начали обращаться на Вы.
В голову ничего так сразу не приходит, но если загрести в чат по ходу турнира, то одних и тех же фраз, которые чатик спамит и любит – много. Классической фразы, которой я здороваюсь и прощаюсь – точно нет.
LEBED пока обходится без особых фраз
Уже несколько лет вы комментируете одним стабильным стафом в 4 кастера. Планируете ли расширяться? Какие бы вы критерии выдвинули для потенциального новичка?
Я никакие критерии бы не ставил. Я комментатор. Если я буду заниматься менеджерской работой, у меня будет в контракте указано «менеджер» и я буду заниматься новичками и тому подобное. Если у меня указано «комментатор», то я стараюсь такими вещами не забивать себе голову. У нас были попытки, когда мы пытались все дружно что-то советовать, но получилось полное «Г». Комментатор должен заниматься комментирование, менеджер своей работой.
Дружная команда StarLadder: Olesami, Twaryna, LEBED, Boroda
Если бывают моменты, когда мы вчетвером не справляемся или кто-то отлучился, то всегда есть возможность позвать профессиональных игроков, в частности, часто зовем на турниры Naiman, да и другие игроки заглядывают - Pavel, Kolento. Спокойно общаемся с другими ребятами и всегда есть возможность подстраховать, так что я не уверен, что нам в штат нужен пятый. Что будет дальше – будет видно. Возможно выставят еще какие-нибудь карточные игры типа Artifact, возможно нет. В зависимости от этого штат может расширяться, сужаться или вообще закроют, если HS наступит конец. Это бизнес и как только игра перестанет быть прибыльной и ее начнут смотреть 300 человек, то ее просто закроют, потому что не выгодно будет комментировать.
Скоро выходит Artifact. Хотел бы поиграть, комментировать турниры или HS навсегда?
Я никогда не понимал этого вопроса ни по Artifact, ни по Gwent, потому что не могу сказать, хочу ли играть в какую-то игру, пока она не существует. Я не могу сказать, хотел бы я съесть какое-то блюдо, которое еще не изобрели, или покататься на машине, которая еще не существует. Я не знаю. Если Gwent уже сейчас вышел, и я вижу, что игра мне не близка, то Artifact будет зависеть от того, какой он будет. Если он выйдет классный, интересный, задорный, я в него зайду и у меня будет такой же драйв, как в HS - супер, почему бы и нет. Будет круто в Artifact – будем играть. Возможно, через 5 лет появится совершенно новая игра, а возможно через 10 лет я буду увлекаться шутерами или вообще уйду из киберспорта.
Я не знаю, все будет зависеть от того, что мне предложат в конкретный момент и что это будет за игра. Точно скажу, что если игра мне не понравится, то я могу сказать определенно, я много раз обещал своим зрителям и в этом плане слово держу, я не буду ее комментировать, даже если мне предложат хорошую добавку к зарплате. Я считаю это неуважением к зрителям, неуважением к профессии, если ты занимаешься тем, что тебе не нравится, не горишь игрой, не горишь тем, что ты делаешь – это худшее, что может быть. Тогда эфиры будут плохими и это не круто.
Вот, к примеру, как сейчас у Игоря «Boroda» любовь с Fortnite: он горит этой игрой, его прет, и он будет работать больше. Он себе не урезает эфиры в других играх, он работает внеурочно и его от этого просто разрывает, ему это нравится. Если появится какая-то такая игра, которую я захочу также кастить 24/7, с удовольствием буду ее кастить.
И напоследок небольшой блиц-опрос:
Лучшая карта «Проекта бумного дня»?
Оптимально, хорошая карта, которая является адекватной в плане меты, в плане баланса, адекватно заходит во многие колоды, и она не убер сильная, при этом хороша и ее можно использовать везде, это «Озорная изобретательница» за 5 маны 2/1.
Какую карту убрал бы из игры вообще?
Раньше это был бы однозначно Йогг-Сарон, но он уже в Вольном. Должна быть максимально рандомная карта. Я все-таки сторонник того, чтобы уменьшать количество рандома. В голову приходит Дрыжеглот, хоть он не убер мощный и убер сильный. Но, пожалуй, остановлюсь на нем из-за его рандома.
Какую вернул бы из Вольного?
Хотелось бы что-то, что может бороться с ОТК. Я поставлю на такую карту, как «Грязная крыса». Несмотря на то, что она рандомна, пока есть ОТК колоды, я хочу, чтобы у контроля были шансы с ними бороться. Если у контроль варолока появилась такая возможность благодаря новой двоечке в виде «Проекта по демонологии», то на том же контроль воине я ничего не могу сделать дрыжеглот-шмамну или ОТК магу.
Hearthstone Wiki - Blizzard Wiki
Агро или контроль?
В зависимости от твоей ориентации.
Победу на LootBet Brawl LEBED взял на агро колодах. Хмм…
Комментирование или стрим?
Комментирование – для денег, стрим – для души.
(Смотреть стримы LEBED можете на его канале. Ссылка здесь)
Silvername или Kolento?
Kolento
Подкручивали больше при Бене Броде или сейчас?
Подкручиваются знания людей очень много лет: и раньше, и сейчас.
Комментирование 14-часового испанского турнира или луз стрик из 20 матчей перед 1 звездочкой к легенде?
Та лучше покастить 14 часов, ты что! Луз стрик на 20 каток – это совсем страшно.
Лишь бы не луз стрик...
3 причины, почему ты не любишь HS?
- Иногда чрезмерное влияние рандома на игру.
- В каждой мете одна или несколько колод, которые слишком простые, не требуют должного умения играть, при этом приносят винрейт, как и те колоды, которые сверх сложные и на них нужно потратить месяца или недели жизни.
- Внутреннее отсутствие турниров в игре. Меня очень радует то, что HS делается максимально приближенным к простому люду. В остальных играх намного сложнее стать про, как в CS или Dota 2. Там разница между хорошим игроком и профессионалом – просто невероятная. HS очень добр к игрокам, но не хватает того, чтобы у ребят была возможность внутри игры сесть и начать турнир, без перехода на другие ресурсы. Чтобы прям в игре они проходили раз в неделю: для всех, кто нажал кнопку «Зарегистрироваться», придет оповещение, что нужно сыграть сегодня в 17:00, а после 3 лучших игрока из таких капов попадали на прелимы. Чтобы была максимально открытая система для игроков.
- И еще одну хочу вещь добавить, с точки зрения комментатора. Это шаткая система с HCT. Это очень крутой турнир, его очень интересно смотреть, комментировать, с крутыми отборами, топовыми игроками. Но в нем есть огромный минус с точки зрения того, что если ты живешь в Украине, России, Беларуси, то у тебя большие проблемы с тем, чтобы выехать. На турнир в Берлине, если я живу условно в Антверпене, Париже или Лондоне, то мне намного проще попадать на европейские турниры. Это то, чего однозначно хотелось, чтобы ребята, даже не самые обеспеченные могли приезжать и играть. Система на таких туриках часто бывает открытая, просто приезжаешь и начинаешь играть, но у некоторых нет такой возможности – потратить $1000-1500, чтобы приехать и поучаствовать в таком турнире.
HCT привлекает множество отличных игроков, но не всем по карману добраться
И почему продолжаешь играть?
Он мне нравится. Если бы он мне не нравился, я бы в него не играл, не стримил. Как по мне, нужно заниматься только тем, что тебе нравится. Жизнь слишком короткая штука, заниматься чем-то сильно грустным и неприятным, не особо хочется. Есть много грустны и неприятных вещей, которые и так попадаются в жизни, поэтому еще и работать там, где тебе не нравится – не особо прикольно.
Напоследок, передай, пожалуйста, несколько слов своим фанатам:
В плане HS хочу посоветовать тем, кто считает, что игра полный рандом, безусловно, каждый остается при своём мнении: попробуйте, подумайте и посмотрите на Hearthstone с другой стороны, попробуйте найти то, что в игре прикольного. Не стоит воспринимать ее как шахматы, а попробуйте найти другую сторону. Часто люди выбирают слишком однополярную позицию, делят на черное и белое, хотя, на самом деле, оно все серое. Найдите золотую середину.
Лично от себя – слушайте хорошую музыку. Желательно, вне зависимости от того, какую музыку вы слушаете: легкую, тяжелую, рок, реп, джаз, блюз, поддерживайте хотя бы иногда музыкантов, ваши самые любимые группы. Покупайте альбомы хотя-бы раз в год. И ходите на концерты, если есть такая возможность - это шикарно)
Еще одна рекомендация от LEBED
Виктор «Victor_Snow» Ткачук специально для esportnews.gg