Как мозг работает во время простых каток и соревнований?
Киберспорт становится все более популярным. Очень важно понимать, как такое занятие влияет на организм, и как лучше всего к этому подготовиться.
Мариенкова Дарья, магистрант в Московской государственной академии физической культуры, проверила изменения показателей уровня постоянного потенциала (УПП) у геймеров. Сравнивались значения для обычной игры и во время соревнований. Отбирали игроков по Dota 2. Данные собирали при помощи шестиканального нейроэнергокартографа.
Удалось узнать, что активность мозга существенно отличается в зависимости от важности игры. Есть различия в метаболических процессах мозга и задействованных зонах активности. На 10 минуте УПП для соревновательной игры близок к эталонному значению для правого полушария мозга. Это свидетельствует об активной нагрузке и работе модально-специфических факторах, а также аналитическом и целостном восприятии.
На первом изображении УПП для простой игры, на втором – соревнование:
Елена Скаржинская, преподаватель Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, так прокомментировала полученные результаты:
Вокруг киберспорта сейчас очень большой хайп. В основном, благодаря большим деньгам, что в нем вращаются. Это привлекает и ученых смежных наук, которые за последнее время часто выступают на общественных слушаниях, но не имеют публикаций, а также реальных исследований, связанных непосредственно с киберспортом. Они могут иметь научные работы с компьютерными играми, однако, как показывает практика, прямой перенос таких знаний в спорт не состоятелен. У нас еще не выстроен регулярный процесс тренировки киберспортсменов и практически невозможно собрать необходимое количество данных для анализа ожидаемых свойств на разных этапах спортивных подготовок. Без этого совершенно невозможно рассуждать о спортивном резерве в киберспортивных дисциплинах.
Михаил Новоселов, куратор кафедры Теории и методики индивидуально-игровых и интеллектуальных видов спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, рассказал:
В нашем университете в рамках реализации программы «Теория и методика компьютерного спорта» проводятся различные исследования. Мы желаем максимально раскрыть те темы, что интересны для наших студентов, магистрантов и аспирантов. В этом учебном году у нас проводилось около десятка различных исследований, что уже были представлены на рассмотрение государственной экзаменационной комиссии. Большая загруженность не дает возможности популяризировать эти данные. Они действительно помогут расширить понимание большого числа процессов в киберспорте. Недавно Артем Сложеникин успешно защитил магистерскую диссертацию на тему «Подготовка спортсменов в компьютерном спорте с использованием программно-тренажерного комплекса в дисциплине боевая арена (Dota 2)». Он занимался разработкой программы-тренажера, что помогает совершенствовать счетные способности, используя игровые ситуации в Dota 2. Мы смогли обосновать ее эффективность экспериментами при помощи психо-физиологических тестов.
Проблема таких исследований заключается в том, что у ученых нет денег и времени на выполнение подобных замеров. Заказчиков для таких анализов практически невозможно найти. Тем не менее, запросы на помощь в подготовке образовательных программ, методик спортивных подготовок и различных дидактических материалов поступают практически каждый день.