Esports или киберспорт, вот в чём вопрос...
После того как Wikipedia решила унифицировать использование термина «esports», мы решили рассказать, почему в СНГ используют «киберспорт», а не условный «Испорт».
За основу рассказа мы взяли недавнюю статью на dotesports.com и последние изменения в рекомендациях Wikipedia. После чего немного поразмыслили об использовании слова «киберспорт» в современных медиаресурсах.
Википедия отказывается от "eSports"
Одна заглавная буква в слове «eSports» вызвала много напряженности в сфере киберспорта. После некоторых дебатов Википедия решила отказаться от большой буквы S, которая ранее использовалась сайтом. На самом деле это, хотя и спорное, но нужное решение было еще раньше принято в таких изданиях как Associated Press, ESPN и Dot Esports. Теперь же и Wikipedia решила последовать их примеру.
Хорошая идея - напиши все заглавными, никто не придерется
16 октября портал достиг консенсуса в отношении того, что «eSports» должно поступиться «esports». Использование дефиса между «e» и «sports» также приемлемо, как в «e-sports». Но именно «esports» без заглавной «S» теперь следует использовать как предпочтительное название соревновательной игровой индустрии, а в начале предложения необходимо писать заглавную «E» - «Esports».
«Существует единогласное мнение о том, что именно «eSports» с заглавной «S» не используется в надежных источниках и, следовательно, неверно и не должно использоваться вообще», - написал редактор Wikipedia. За короткий период обсуждения несколько редакторов выступили против заглавной «S», сославшись на решение AP (Associated Press Stylebook) и отметив отсутствие использования ее в авторитетных средствах массовой информации. Большинство поддержали написание «esports» без заглавной «S». Однако много дебатов велось по поводу использования дефиса («e-sports»), поэтому Wikipedia решила сохранить такое написание в качестве опции. AP (Associated Press) обычно использует «e-» как правильный способ обозначить определенные слова в отношении Интернета и компьютеров, например, «e-commerce» («электронная коммерция»). Некоторые слова, такие как «email», «esports», являются исключением из правила в AP.
Другие источники, как Chicago Manual of Style и Modern Language Association не брали участия в дискуссии по поводу использования слова «esports» в издательском деле и соответственно не повлияли на решение Википедии.
Редактора в разных печатных изданиях и в Интернете вряд ли объединяются в этом вопросе. «eSports» по-прежнему доминирует в основных новостных публикациях, но положительным фактором является то, что такая стандартизация произошла.
Что касается русскоязычной версии Wikipedia, то в ней используется три варианта перевода «esports» - киберспорт, компьютерный спорт или электронный спорт. При этом очевидное доминирование слова «киберспорт» не вызывает никакого сомнения. Есть ли разница между использованием троих разных вариантов названия сферы электронных игр? Более того, правильно ли вообще использовать слово «киберспорт» в значении «esports»?
Если взглянуть на англоязычную версию Wikipedia, то рядом с «esports» она также использует такие варианты как «electronic sports», «e-sports», «competitive/professional [video] gaming». Такого варианта, как «cybersports», нам не предлагают. Более того, почти все результаты поиска в Google по запросу «cybersports» - это русскоязычные сайты.
Почему же в английском языке почти не используется вариант «cybersports»? Чтобы ответить, нужно разобраться со значением слова «electronic» и приставки «cyber». Кембриджской словарь определяет «cyber» как префикс, который относится к компьютерам и Интернету. Словарь предлагает такие варианты использования приставки «cyber» как «cyberattack», «cybersecurity», «cybercafe», «cyberbully». В то же время слово «electronic» определяется как что-то, что используется в системе работы, которая включает в себя управление электрическим током различными устройствами, такими как микрочипы; то что использует Интернет или другая система электронной связи. Очевидно, что слово «electronic» имеет более широкое значение.
Используя слово «киберспорт» мы в некотором смысле ограничиваем это понятие только компьютерными играми по Интернету. При его использовании мы полностью отгораживаемся от различных электронных приставок, единственное предназначение которых – видеоигры.
Действительно, большинство современных дисциплин используют для соревновательных сражений компьютеры и соединение с интернетом. Поэтому, зачастую, использование слова «киберспорт» - заслуженное. Это можно прояснить региональным типом развития игровой индустрии. К примеру, в США уже существовал «Esports» еще до времени массовой глобализации и доступа к Интернету в каждый дом. Здесь речь идет о позабытых аркадных автоматах.
Первые соревнования для геймеров в Штатах прошли в 1972 году. Тогда на «Межгалактическую космическую олимпиаду» собрались любители игры Spacewar. Соревнование проходило при поддержке Стэндфордского университета.
Одно из первых соревнований по The Space Invaders
Всего за два года движение «Esports» распространилось по всей Америке. На чемпионат по игре «The Space Invaders» в 1980 году собралось свыше 10 000 участников. Невероятно, правда? Ведь нынче, такое сложно представить, чтобы 10 000 человек в одном месте сражались за звание лучшего игрока.
К слову, если кому-то стала интересна тема зарождения «Esports» в США, то недавно мы рассказывали о «Топ-11 фильмов о киберспорте». Одна из позиций в этом рейтинге принадлежит фильму «Волшебник», где на втором фоне рассказывается о соревнованиях по Super Mario Bros. 3 – еще одна аркадная игра.
Тема популярности аркадных игр в США еще поднималась в комедии «Пиксели»:
Уже в далеких 1980-их годах в каждом городке США появились специальные заведения для геймеров, которые по своей атмосфере могли напоминать компьютерные клубы СНГ региона в начале 2000-ых. Получается, что отставание в развитии «Esports» и СНГ киберспорта всего в каких-то 20 лет.
Когда мы говорим «киберспорт», мы отгораживаемся от множества популярных файтингов, которые невероятно популярны в Восточной Азии. Не забываем, что существует еще уйма других видеоигр, у которых доступны соревновательные режимы. А для того, чтобы сразиться с другим игроком, не обязательно иметь соединение с интернетом.
Аркадные автоматы и по сей день пользуются огромной популярностью
Получается, что популярное в СНГ обозначение «киберспорт», совсем не понятное для большинства мира. Это обозначение некорректно использовать для тех соревновательных видеоигр, где для определения сильнейшего игрока не нужно использовать компьютер и соединение с интернетом. Англоязычное слово «Esports» намного шире обхватывает индустрию видеоигр.
«Киберспорт» - это адекватное понятие для современных соревновательных дисциплин. Однако, оно сужает свое использование в индустрии видеоигр.
Напоминаю, что мнение автора максимально субъективно и не претендует на абсолютную истину. Более того, ваша критика приветствуется.
Автор: Александр "Asanya" Андрусенко специально для Esportnews.gg