В Австралии можно получить PhD по киберспорту. А что с подобным высшим образованием в СНГ?
Австралийский Квинслендский технологический университет (QUT) предоставляет стипендии для получения степени доктора философии в киберспорте. В то же время у нас есть отдельные кафедры с сомнительными программами, хотя встречаются и светлые прецеденты.
Причиной поиска такой параллели стало недавнее заявление представителей австралийского Квинслендского технологического университета. Вскоре после объявления первых стипендий по киберспорту, QUT предоставил возможность получить докторскую степень по этому направлению. Суммарно грант на исследования киберспорта состоит из стипендий на сумму более 27 500$.
Майкл Троттер, координатор QUT по киберспорту, в официальном сообщении на Facebook, заявил, что: «Ph.D по киберспорту будет включать в себя исследование типов поведения и различных вмешательств, связанных с такими факторами образа жизни как диета, сон и физические упражнения. Исследования в этой области могут улучшить благосостояние наших спортсменов и увеличить продолжительность их карьеры».
Звание Ph.D по киберспорту открыто для всех, кто уже прошел аспирантуру в таких областях, как питание и диетология, спорт и физические упражнения, а также физическое воспитание (Human Movement). В число стран, имеющих право на участие в программе, входят Великобритания, Европейский Союз, Швейцария, Норвегия, Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки и Канада. Однако, если вы выходите за рамки этих категорий, то QUT оставляет за собой право рассмотреть ваше заявление.
Вакансия реальна и все желающие смогут подать свои заявки до 15 февраля. Университет разместил соответствующую заявку - здесь.
Это далеко не первая попытка QUT вывести киберспортивную отрасль на новый уровень. В прошлом году университет создал собственную киберспортивную команду по League of Legends. «Студенты» даже выступили в региональной лиге LoL - Oceanic Challenger. По итогам игрового сезона QUT Tigers (команда студентов) заняла почетное 8 место среди 14 участников. Стоит отметить, что они сражались против профессиональных игроков. Именно поэтому руководители программы студенческого киберспорта довольны такими результатами.
QUT eSports scholarships:
В этом году QUT ждёт очередной прорыв. Ведь университет получил деньги на 5 канцлерских стипендий размером по 10 0000$ каждая. С началом нового учебного года руководство QUT Tigers проведет соревнования среди студентов по LoL, победившие участники получат новую стипендию и место в составе команды.
Стоит отметить, что киберспортивная программа в QUT стартовала в 2016 году. За это время кураторам проекта удалось не только открыть доступ к обучению целого инновационного направления, но и создать отдельную киберспортивную организацию с собственной ареной. И всё случилось в стенах австралийского Квинслендского технологического университета.
Как развивается высшее образование в киберспорте в СНГ?
Вернемся к нашим реалиям. Если говорить об академической составляющей, то направление киберспорта в нашем регионе развито невероятно слабо. Для тотального большинства ВУЗов обучение и киберспорт совсем разные, скорее, взаимоисключающие направления.
Если университеты игнорируют эту новую быстроразвивающуюся отрасль, то у них на это должны быть свои причины. Однако, стоит заметить, что в нашем регионе не всё так плохо, как может показаться. Местами встречаются «оазисы» киберспорта в ВУЗах.
В России больше всего знаменит РГУФКСМиТ. В этом московском университете в разные годы учились братья Столяровы (Dosia, fox), а также Артем «Fng» Баршак. Что же до РГУФКСМиТ, то он знаменит своей работой, а не игнорированием киберспортивных дисциплин. Университет поддерживает несколько студенческих составов и различные локальные соревнования.
Dosia, fox в перерывах между парами (шутка).
Что же до Украины, то и здесь есть свои «первопроходцы». К примеру, в прошлом мы рассказывали об открытии бакалаврской программы по специальности «Компьютерный спорт» при Харьковской государственной академии физической культуры. Больше об этой инициативе можно прочитать в нашем отдельном материале – здесь.
В целом, в нашем регионе ВУЗы ещё не приняли как данность стремительное развитие киберспортивной индустрии. Поэтому большинство университетов попросту игнорируют это перспективное направление. Если не обращать внимание на частные курсы/программы, то «обучаться» нужным для киберспорта знаниям и навыкам необходимо самостоятельно. ВУЗы здесь вам не помощник.
Также стоит вспомнить приятные случаи, связанные с кооперацией университетов и деятелей киберспорта. В первую очередь стоит упомянуть тех, кто не побоялся связать свое обучение с хобби. Их дипломные роботы нацелены на научное исследование области киберспорта. К примеру, аналитик студии StarLadder Александр «Petr1k» Петрик защитил магистерскую работу по теме: «Тематический контент киберспортивных медиа». К своей бакалаврской работе Petr1k прилагал следующее видео:
Также можно вспомнить Ивана «Faker» Демкина, которому удалось сочетать своё увлечение киберспортом и режиссёрскую специальность в ВУЗе. Как итог, вышла его киберспортивная трилогия. Больше о фильмах от Faker`a можно узнать здесь.
Как можно увидеть, в нашем регионе киберспорт и учебные заведения также начинают взаимодействовать. Но такие прецеденты держатся на инициативе отдельных личностей и не имеют структурированного и систематического характера.
А как вы относитесь к обучению на киберспортивных специальностях? Нужны ли индустрии дипломированные специалисты? И сможет ли киберспорт привнести новые инвестиции для университетов? Свои комментарии оставляем в комментариях под статьей!
Автор: Александр "Asanya" Андрусенко специально для Esportnews.gg.