Какие выводы стоит извлечь из провала Artifact
Ещё не прошло и полугода с момента выхода Artifact, но игра уже практически не подаёт признаков жизни, онлайн игроков Artifact меньше 500. Хотя вначале всё было многообещающие – весомую роль сыграла репутация Valve и обещания разработчиков об уникальности геймплея и качественной про-сцене. Что же пошло не так с Artifact?
Повышение градуса хайпа
У игры было всё необходимое для надёжного старта: закрытая бета с про-игроками, подписание команд по Artifact от ведущих организаций, а также многолетний опыт разработчика. Valve Corporation является не только успешным разработчиком игр. Она также владеет крупнейшим цифровым магазином Steam, которым ежедневно пользуется 47 миллионов человек, а ежемесячно – 90 миллионов. Также Valve на протяжении нескольких десятков лет успешно развивает 2 главные киберспортивные дисциплины – Counter-Strike и Dota 2.
Поэтому, когда Valve объявила, что по Artifact будет турнир с призовым фондом в $ 1 млн., мало кто удивился. Постепенно компания продолжала повышать градус хайпа вокруг игры, анонсировав серию веб-комиксов для раскрытия лора вселенной, а также дала бесплатно месячную подписку на Dota Plus каждому, кто купит ККИ.
Релиз Artifact состоялся 28 ноября 2018 года. Несмотря на большой ажиотаж, в первые 24 часа пик игроков был 60 тысяч. В Dota 2, по сравнению с этим, регулярно играет более 400 тысяч. Согласно SteamCharts, в течение месяца это число упало ниже отметки в 10 000 игроков в день, а к февралю практически не подымалось выше тысячи.
Легендарные игровые дизайнеры Ричард Гарфилд и Скафф Элиас – оба ветераны карточной игры Magic: the Gathering – были уволены в начале февраля. Почти каждый фан-сайт прекратил публиковать посты.
Новости на киберспортивном фронте также ужасны. Команды значительно сокращают свои ростеры, если не распускают их полностью. В будущем запланирован только один турнир – оффлайн-лига с наградой в $ 30 000, которая пройдет в Болгарии в начале мая. Обещанного Valve турнира на $1 млн нигде не видно.
Единственная новость от Valve – это одно сообщение в блоге в конце марта, в котором смутно пишется о долгосрочной модернизации. К сожалению, это мало что даёт игрокам сейчас, а значит любые потенциальные новички будут ждать больших изменений, прежде чем начать играть.
Почему так случилось?
Есть три основных фактора, которые стали причиной того, почему Artifact не удалось раскрутиться: его бизнес-модель, непредвиденные конкуренты и негативные отзывы.
Бизнес-модель
Она изначально нарушала нормы, принятые в цифровых карточных играх. Вместо модели FTP, Valve выбрал обязательную покупку игры за $ 20. В интервью с основателем и генеральным директором Valve Гейбом Ньюэллом в ноябре прошлого года, PC Gamer спросил его, почему он решил пойти по этому пути:
Если время, игровой аккаунт или карты будут бесплатными, тогда всё, что имеет математическое отношение к этим вещам, со временем обесцениться. Вы просто заставляете людей тратить тысячи часов для незначительных, тривиальных улучшений.
В какой-то степени другие разработчики также пришли к такому выводу. Когда Blizzard Entertainment выпустила Overwatch в 2016 году, она также выбрала платную модель. Однако в их случае она сработала – в игре более 40 миллионов игроков.
Тем не менее, потребители не смогли принять платную ККИ. Overwatch – это экшн-шутер со множеством контента, при этом, все герои сразу доступны для игры. В Artifact изначально доступно 228 карт. Для полной коллекции требуется ещё несколько сотен, которые можно получить только через внутриигровые покупки.
Возможно, самая большая проблема с моделью заключается в том, что она отличается не только от ведущих конкурентов Valve, но и от проектов самой студии. Dota 2 всегда была полностью бесплатной. Counter-Strike: Global Offensive в декабре 2018 года перешла на FTP.
Непредвиденные конкурент
Еще одним фактором стало появление двух соперников Magic: The Gathering Arena и Dota Auto Chess. MTG можно было легко предвидеть. Впервые она была анонсирована в 2017 году, а открытый бета-тест начался в сентябре 2018 года. Неожиданными стали высокие оценки игры. Иронично, что по MTG недавно завершился турнир на $1 миллион, а на протяжении года ожидается ещё несколько.
Самым неожиданным конкурентом стала Dota Auto Chess. Это кастомная игра, созданная в Dota 2 китайской фирмой Big Drodo Studio. С момента релиза, 4 января, игра стремительно набирала популярность. Сейчас в неё играет около 7 миллионов геймеров. Недавно появились сообщения о партнёрстве с ImbaTV и Long Mobile для создания отдельной мобильной игры с таким же игровым процессом. В феврале ImbaTV и китайская стриминговая платформа Douyu провели один из первых турниров по Auto Chess.
Dota Auto Chess вредит Artifact разными способами:
- Она бесплатна и легко доступна через Steam;
- Имеет такой же движок, что Dota 2 и Artifact, выглядит похоже и содержит множество одинаковых персонажей;
- Dota Auto Chess – это стратегическая игра, созданная для быстрых матчей, но в ней присутствует множество элементов, аналогичных Artifact.
Отрицательные рецензии
Последний фактор, повлиявший на Artifact, – это множество негативных отзывов, которые игра получила после релиза. На сегодняшний день в Steam почти 20 000 отзывов, большинство из которых отрицательные. Даже в положительных указывается главный недостаток – платная модель.
Основная проблема заключается в том, что Artifact создавался с нуля, чтобы игроки могли покупать и продавать карты, используя торговую площадку Steam. Это намеренно имитирует физические ККИ, где давно принята такая практика. Artifact не разрешает простую торговлю картами, в ней существует принцип: избавьтесь от того, что вам не нужно, и получите то, что хотите. У игроков было лишь два выхода: насладиться фантастическим игровым процессом с дополнительными денежными затратами или сыграть во что-нибудь ещё. К сожалению для Valve, геймеры приняли второй вариант.
Поучительные уроки
Пока будущее Artifact остается туманным, а Valve лишь обещает перестройку, которая займёт долгое время. Текущая версия игры – явный урок для всех в киберспорте. Бизнес-модели имеют значение, соперники могут появиться из ниоткуда, а игрокам действительно важно, как они взаимодействуют друг с другом и с игрой, помимо геймплея. Даже для крупных разработчиков объявление тайтла, как «нового большого киберспорта», никоим образом не гарантирует успешный результат.
Кроме того, киберспортивные команды и турниры, которые ведутся на такие обещания, могут получить болезненные результаты. Важно убедиться, вы понимаете игру, которую планируете поддерживать. Что ещё более важно, нужно знать, как игра будет воспринята про-игроками. Это зависит от всей игры, а не только от игрового процесса. Игре нужны геймеры, а для киберспорта их нужно очень много.
Играйте ради победы, заходите на наши социальные сети, регистрируйтесь на сайте и подписывайтесь на Telegram-канал, чтобы быть в курсе всего интересного в мире киберспорта.
Адаптация и перевод: Виктор «Viktor_Snow» Ткачук для esportnews.gg