Почему статья №13 не убьет интернет?
За последние 2 года директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза об авторском праве стала предметом активного обсуждения в сети. Возможно, вы слышали или читали споры о ней, но не целиком, а лишь касательно статьи №13. Именно она, как считают, уничтожит всё хорошее и чистое, что ещё осталось в интернете.
Для чего она нужна?
Статья №13 – это попытка приспособить законы об авторском праве к эпохе интернета. Она основывается на отношениях между владельцами прав и онлайн платформами, которые должны будут пересмотреть правила регулирования защищенного контента на своей площадке. Таким образом, размещение или использование авторских материалов будет возможно только при наличии лицензии.
Мемы - это последнее, что интересно политикам ЕС
Статья подразумевает, что с этой целью веб-сайты должны внедрить системы для распознавания контента. Они будут сканировать загружаемую музыку, видео, изображения и текст на наличие чужого авторского материала. Главная цель директивы – защитить правообладателей контента, в частности, музыкантов, чьи материалы могут быть использованы без их разрешения и соответствующих лицензий. В результате, деятельность стримеров, создателей ремиксов и даже мемов будет сведена практически к нулю.
В настоящее время действует принцип «справедливого использования». Если контент применяется в измененном формате, то он не будет нарушать авторское право. Например, на Twitch.tv стример может включить любую музыку, но в то же время он разговаривает с аудиторией, играет в игры, комментирует что-то, занимается различными делами. Таким образом, он изменяет формат на нечто уникальное, что подходит под понятие «справедливого использования».
Почему появляются разногласия?
Кто победит: основа, на которой держится современная культура или какие-то ребята в комнатушке, не понимающие интернет?
Критики статьи № 13 утверждают, что она нарушает основополагающие права интернет-пользователей, противоречит некоторым из правил действующей Директивы по электронной торговле, а также не понимает того, как пользователи используют контент в сети.
Запрет на использование в материалах фрагментов чужой авторской музыки, изображений, видео не принимает во внимание нюансов, когда они используются в пародийных целях, цитируются или делается ремикс. Принимая во внимание тот факт, что системы по проверке контента будут автоматизированными, верить в их объективность не приходится.
В поддержку статьи выступили преимущественно представители музыкальной индустрии. Экс-участник Beatles, Пол Маккартни, опубликовал письмо в поддержку статьи № 13. Он утверждает, что некоторые онлайн платформы получают прибыль за контент, что содержит творчество артистов и музыкантов. Но эти площадки отказываются справедливо компенсировать использование этих работ их авторам.
Пол, ну как же так?
Майкл Дагер, CEO UK Music, выступил в поддержку изменений в законах авторского права. Он сравнил Google со стервятником, который питается за счет музыкантов, чье творчество расходится на миллионы просмотров на YouTube.
Против принятия статьи №13 высказалось больше 70 представителей современной технологической индустрии. В их число входят Тим Бернерс-Ли, создатель World Wide Web, со-создатель Википедии Джимми Вейлс, Винт Сёрф и прочие. Они утверждают, что принятие статьи № 13 сделает шаг назад в развитии интернета: из открытой платформы для обмена информацией, он превратится в устройство для слежки и контроля за пользователями.
Реакция YouTube и Twitch.tv
Недавно на reddit появился пост о том, что пользователям Twitch пришло письмо от CEO компании Эммета Шира. В нём он высказал свои опасения касательно принятия статьи №13 и рассказал, как она может повлиять на работу платформы. Ограничение коснется не только пользователей Евросоюза. Он отметил, что принятие директивы может повлиять на подобные решения и в других странах. Эммет призвал всех стримеров выступить против статьи №13, чтобы сохранить то прекрасное комьюнити, что сейчас есть и развивается на платформе.
Изначально позиция CEO YouTube, Сьюзан Войжитски, была против принятия директивы с нынешней версией статьи №13. Она утверждала, что компания будет блокировать все загрузки со стран Евросоюза, если законопроект вступит в силу. Ведь в таком случае порталу придется разбираться с большими финансовыми трудностями из-за большого количества контента, который будет нарушать права авторов.
Тем не менее, в последнее время её позиция несколько изменилась. Сейчас ходят слухи о запуске фильтра для материала, что будет загружаться на платформу. У YouTube уже есть система ContentID, к которой, скорее всего, будет добавлен новый функционал. Это повлияет на всех блогеров, чей контент состоит из каверов на популярные треки, обзоров на фильмы, прохождения игр.
Как это отразится на киберспорте?
Сейчас каждый желающий может свободно комментировать большинство турниров. К примеру, трансляцию The International можно смотреть не только на каналах студий, но и у обычных стримеров. Нельзя лишь использовать аудио с официальных трансляций, так как оно принадлежит студии, это её контент.
Возможно, в следующем году мы не сможем насладиться такими трансляциями
С принятием статьи №13 смотреть TI вместе с Папичем или в комфортном зале кинотеатра уже не получится. Лишь сначала это может показаться не столь большой проблемой, ведь можно смотреть официальные трансляции. Однако они создаются не на всех языках, а максимум – 2 или 3. Раньше энтузиасты помогали своему местному комьюнити, локализируя для них контент. С принятием статьи №13 эта возможность пропадет. Таким стримерам или начинающим комментаторам необходимо будет получить лицензию у правообладателя контента для своей деятельности. Это же касается нарезочек забавных моментов HearthStone, обучающих видео по Dota 2 и любой другой материал, который будет содержать чужой авторский контент. Возможно, студии пойдут на встречу, но пока будущее остаётся неясным.
Есть ли повод переживать?
Статья №13 призвана защитить музыкальную индустрию от пиратства и обязать онлайн-порталы выплачивать справедливую комиссию для авторов. Из-за большого медийного шума вокруг этой темы многие неверно начали интерпретировать статью или зацикливаться на каком-то одном её аспекте, как запрет на мемы. Наиболее обоснованные и реальные опасения относятся к автоматическим фильтрам, что будут стоять на сайтах: система работает неидеально и может блокировать контент, не нарушающий предписания статьи. Также есть опасения касательно неправомерного их применения.
Но правда в том, что такие фильтры уже давно существуют, а принятие статьи №13 лишь поможет ускорить их развитие и распространение. YouTube давно имеет такую технологию, но никогда не был обязан использовать её на постоянной основе. Тем не менее, появление фильтров произойдёт так или иначе.
Когда решил запостить мем в ЕС
Говорят, что статья №13 – это смерть свободы слова. Она убьет весь креатив и больше не получится наслаждаться стримами, летсплеями или каверами Валентина Стрыкало. На самом деле, лишь изменится сторона, с которой можно договориться и получить лицензию. Мемы никто банить не будет, а стримы игр на Twitch – один из лучших способов промоушена игровых новинок.
Принятие статьи №13 повлияет на то, как позиция силы перейдёт от онлайн-платформ к правообладателям. Поменяются лишь стороны, которые решат: какой и чей контент они будут фильтровать.
Играйте ради победы, подписывайтесь на esportnews.gg в социальных сетях и добавляйте наш сайт на рабочий стол смартфона, чтобы всегда быть в курсе всего интересного в мире киберспорта.
Виктор «Viktor_Snow» Ткачук специально для esportnews.gg