Закрытие HearthStone и крах жанра ККИ. Что случилось с Blizzard?
Ликвидацией киберспортивного Heroes of the Storm Blizzard впервые показала, что её проект получился не просто мало успешным, но и вовсе провальным на мировом рынке. 2019 год может стать судьбоносным для компании, ведь именно в этом году можно будет понять судьбу всех прочих киберспортивных направлений студии.
Прекратив поддержку всех профессиональных лиг HotS в декабре 2018 года, компания не удосужилась предупредить организации, что строили планы на новый сезон и набирали про-игроков. В этот же период появились сообщения об уходе финансового директора компании, а также смещении руководителя киберспортивного направления HS Чу Шоу. В апреле 2019 года должность стратегического советника компании покинет соучредитель Blizzard Майкл Морхейм, проработавший в ней 27 лет.
Бен Броуд одним из первых покинул компанию в 2018 году
%banner3%
Несмотря на то, что всего месяц назад Blizzard объявила о реструктуризации про-сцены HearthStone на 2019 год, в недавнем опроснике для игроков был вопрос: «Если бы турниры по HS при поддержке Blizzard прекратились, какова вероятность того, что вы продолжите в него играть?». Вспоминая трюк с внезапным закрытием киберспортивного отделения HotS, не стоит надеяться, что компания не провернёт его с HearthStone.
Что пошло не так?
Blizzard выпускала игры только в том случае, когда была полностью довольна полученным результатом. И не важно, сколько это времени может занять. Например, разработка HearthStone началась в 2008 году, а релиз состоялся 11 марта 2014 года. 6 лет компания тратила финансовые средства и человеческие ресурсы для создания одного проекта. Но нынешние реалии стали более суровыми: новые проекты и игровые жанры появляются всё чаще, а их популярность взлетает и гаснет намного быстрее.
HearthStone за время своей разработки сильно изменился. На фото его первая презентация
Если тратить несколько лет на создание игры, есть риск того, что на момент релиза она не будет актуальной. Примерно такая ситуация сложилась с MMORPG Titans, разработкой которой занималась Blizzard с 2007 по 2014 год. Когда проект только запускался, жанр пользовался успехом, в 2010 году количество подписчиков превысило 12 млн, однако уже к 2015 году это значение сократилось почти вдвое. В таких условиях выпускать новую MMORPG было невыгодно, поэтому Blizzard закрыла проект, а на его основе создала Overwatch, во многом позаимствовав идеи у популярного на то время Team Fortress 2.
Однако провал Titans был не только идейным, но и финансовым. В команде разработчиков было до 200 человек, так что на их зарплату и прочие расходы компания потратила от $70 до $140 млн по подсчётам экспертов. Если бы у Blizzard Entertainment не было финансовой подушки со стороны Activision, у компании непременно возникли бы проблемы. Чреда неуспешных проектов преследует студию за последние несколько лет. Heroes of the Storm не смогла составить конкуренции Dota 2 или League of Legends в жанре MOBA. Несколько лет компания пыталась развивать и укреплять про-сцену, но больше тратить деньги на столько малоприбыльный проект она не может.
WC 3 Reforged - надежда Blizzard на успех в 2019 году?
С 2016 года Blizzard Entertainment не выпустила ни одной новой игры, а лишь очередные дополнения для HearthStone, World of WarCraft, HotS. Самым громким проектом на 2019 год стал WarCraft 3 Reforged – ремастер классической игры. Неужели в компании всё настолько плохо, что их лучшим решением стало сыграть на ностальгических чувствах фанатов?
Что получим в результате?
Пожалуй, наиболее вероятным вариантом станет закрытие киберспортивного HearthStone. Популярность игры за 2018 год показывает стремительно падение. За 2017 год играл собрала 410,99 млн часов просмотров на Twitch, но в 2018 году этот показатель – всего лишь 332,12 млн часов. Среднее количество зрителей на официальном канале HearthStone также упало с 19,36 тысяч до 11,26 тыс.
Количество часов просмотров HearthStone на Twitch за 2018 год
Уменьшение количества людей на стримах по HS заметны и у популярных стримеров, как Октавиан «Kripparrian» Моросан. Несмотря на то, что за 2018 год у него увеличилось количество часов, за которые он играл в HearthStone на Twitch (с 1,56 тыс. до 1,71 тыс.), суммарное число просмотров упало с 27,22 миллионов до 22,5 миллионов.
Статистика просмотров Kripparrian за 2018 год
Такое снижение популярности ККИ может привести к тому, что боссы Blizzard Entertainment могут попросту закрыть киберспортивную составляющую, чтобы распределить бюджет на более перспективные и прибыльные проекты.
Глобальные изменения
Закрытие киберспортивного HearthStone ударит по престижу компании. Blizzard больше не будет считаться крупнейшей киберспортивной корпорацией, ведь закрытие 2 проектов за год – явно не признак успешного развития. Такие тенденции нанесут урон и по Overwatch League. Наблюдая за такой тряской от Blizzard, инвесторы могут лишний раз задуматься – стоит ли место в столь нестабильном проекте своих $20+ миллионов.
Количество участников OWL увеличилось с 12 до 20. 8 новых команд заплатили от $20 млн илшь за право участвовать на турнире
Потеря киберспортивного HearthStone непременно нанесёт урон и всему жанру коллекционных карточных игр. Остальные представители ККИ (Artifact, Magic The Gathering Arena, Gwent) имеют своих поклонников, однако, они сильно отличаются от HS. Продукт от Blizzard более простой и доступный для понимания даже начинающим игрокам. Остальные ККИ имеют достаточно высокий порог вхождения, сложные стратегии и сборки, разобраться с которыми зрителю, впервые включившему трансляцию, будет сложно.
Крупные турниры по HearthStone собирают огромное количество аудитории перед экранами: HearthStone Global Games 2018 – 433,93 тыс. зрителей, HCT Fall Championship 2018 – 241,52 тыс. зрителей. Подобное соревнование по Gwent, как Gwent Challenger #4, собрало лишь 83,22 тыс. человек на трансляциях. Превосходство HS над другими ККИ значительно, потеря такого лидера может полностью разрушить весь киберспортивный жанр, потеряв множество фанатов.
Аудитория турниров Gwent не превышает отметки и в 100 000 человек
Всё может быть иначе
Есть и другой расклад для Blizzard, который также может сбыться. Картина киберспортивного HearthStone не настолько печальна. Именно про-сцена помогает вдыхать в жизнь в игру: на момент проведения крупных турниров, особенно Чемпионата мира, количество зрителей на Twitch стремительно возрастает. Игра стабильно держится в топ-10 наиболее популярных направлений на платформе, пережив взлёт и падение PUBG, Artifact, Blackout и прочих популярных новинок.
За последние годы мы видели релизы Gwent, Artifact, MTG, каждой из которых пророчили роль «убийцы HearthStone», но ни у кого не получилось приблизиться к ней. В жанре ККИ HS является монополистом. Закрытие киберспортивной составляющей стало бы весьма резким поступком, которое не смогли бы понять многие инвесторы. HearthStone – это успешный проект, в который играет свыше 100 млн. пользователей. Про-сцена HS стала площадкой для развития для многих киберспортсменов, студий и брендов.
К тому же, настолько большая фанатская база не позволит студии делать всё, что им заблагорассудится с их игрой. На примере провала Battlefield V от EA Games Blizzard стоит понять, что значит пойти против воли своей аудитории.
Конвенции от Blizzard ежегодно посещают тысячи фанатов со всего мира
Что же будет с Blizzard?
Киберспортивному HearthStone предстоит пройти проверку. После того, как компания изменила структуру всех соревнований, Blizzard оценит насколько успешным получились изменения и как его восприняло коммьюнити. В конце года, после HGG 2019, мы получим ответ – закроется ли киберспортивный HS? Несмотря на множество факторов против этого (поддержка фанатов, большое число профессиональных команд и игроков, развитая индустрия), давление со стороны конкурентов и спад просмотров на Twitch могут перевесить чашу весов.
Сам же Blizzard больше не создаёт впечатление сильного гейм-разработчика и киберспортивного титана. На 2019 год запланирован лишь мобильный Diablo и рематсер WarCraft III, каждый не особо-то и нужен. Внезапное закрытие киберспортивного HotS и намёки на такое же решение для HearthStone подрывают веру в незыблемость Blizzard в индустрии. Попытки компании удержаться на плаву за счёт популярных и ностальгических проектов – симптомы серьёзных проблем, которые могут не просто пошатнуть её, но и полностью уничтожить в ближайшем будущем.
Играйте ради удовольствия, подписывайтесь на esportnews.gg в социальных сетях и добавляйте наш сайт на рабочий стол смартфона, чтобы всегда быть в курсе всего интересного в мире киберспорта.
Виктор «Viktor_Snow» Ткачук специально для esportnews.gg