Артем «DieZzz» Липатов: «АКМ самое импактное оружие в PUBG»
Редакция esportnews.gg пообщалась с игроком команды AVANGAR – Артемом «DieZzz» Липатовым. Он рассказал о начале своей карьеры, выступлениях за профессиональные коллективы, особенностях соревновательного PUBG и многом другом.
Как ты познакомился с PUBG? Во что играл до этого? Почему решил играть в PUBG профессионально?
Очень долгое время увлекался Call of Duty 4. Чуть позже понял, что пора пробовать в онлайн-игры. Начал с Counter-Strike, тогда уже был GO. В 1.6 тоже играл параллельно с Call of Duty 4. Думал пробиться на профессиональную сцену через CS:GO, но потом вышел PUBG. Через неделю, как только он появилась в Steam, я сразу его купил. Начал играть, понял, что у меня получается, и вот как-то так понеслось. Уже в июле начал играть турниры, а теперь я в команде.
Долгое время DieZzz пробывал свои силы в Call of Duty 4.
Как тебе после CS:GO PUBG? Сразу привык к механике или поначалу пришлось приспосабливаться?
Честно сказать, к механике я привык сразу, но для меня это была первая battle royale игра и сложнее было привыкнуть к самому пониманию основ, нежели к механике. Стрельба там не сильно отличается, а вот именно к пониманию игры очень долго пришлось адаптироваться.
Обычная ситуация, когда ты играешь в PUBG
С чего начиналась твоя профессиональная карьера в PUBG? Участвовал в онлайн-турнирах или сразу пробовал пробиваться в команды?
Да, собирались, играли онлайн-турниры. Когда я начинал, в дисциплине была всего одна лига. Она называлась PUBG Online. Играли там в про серии и уже к сентябрю я попал в профессиональную команду.
PUBGONLINE первая игровая лига в PlayerUnknown's Battlegrounds.
Какие успехи были у тебя в онлайн-турнирах? Выигрывали что-то серьёзное или это скорее было больше для развлечения?
Не выигрывали, но держались на такой планке, что нас знали в Европе.
Как на тебя вышли forZe? Как ты попал в свою первую профессиональную команду?
В октябре я играл, увидел, что команда собирает состав. На тот момент уже подписали одного игрока под ником Sadovnik (Артем Данилюк, сейчас игрок forZe, примечание редакции) и искали ещё. Так как я был уже с опытом турниров, меня нашел Sadovnik, мы с ним пообщались, связались с forZe и так я попал в команду. Потестился, посмотрели меня и решили, что подхожу.
Sadovnik - первый игрок оргиназиции forZe по дисциплине PUBG.
Как вписался в коллектив? Сразу приняли хорошо или пришлось потратить время на адаптацию?
На тот момент был только я и Sadovnik, мы играли вместе и по общему пониманию подбирали себе тиммейтов. В основном нужно было притереться к Sadovnikу.
Как оцениваешь свои выступления в Forze, как тебе результаты команды? Общее впечатления от первого в твоей жизни профессионального коллектива?
Эмоции положительные. Эта организация меня научила понимать, что киберспорт – это работа и нужно серьёзно стараться, чтобы чего-то достичь. За это я благодарен forZe. Что касается результатов, то в целом они были не очень положительные. Где-то мы преуспевали, где-то проседали, но в целом сильного результата не показали.
Давай поговорим немного о StarSeries i-League/Season 1. На турнир пригласили от СНГ-региона AVANGAR и Vega Squadron, а forZe инвайт не получили? Как ты считаешь, на тот момент это было справедливое распределение приглашений? Заслуживали ли forZe инвайт?
На тот момент это были совершенно справедливые инвайты. Vega Squadron показывала очень хорошие результаты. Ребята, будучи ещё не под организацией, показывали отличную игру и продолжили также выступать и в составе Vega Squadron. Их инвайт закономерен. AVANGAR - это создатели СНГ-комьюнити PUBG, ребята которые выиграли IEM Katowice 2018, проходили отборы на все крупные ивенты. Они 100% заслужили инвайт. Всё было справедливо. ForZe на тот момент не заслуживали приглашения. Это точно.
AVANGAR и Vega Squadron получили приглашения от организаторов турнира Starseries I-League PUBG.
Несмотря на то, что ты не попал на турнир в качестве игрока, тебя пригласили туда как аналитика. Как тебе работа в этой роли на таком крупном офлайн-ивенте?
Да, я был аналитиком. Хочу сказать большое спасибо Борису «STARSKY» Старосельскому (на данный момент комментатор организации Team Unique). Хочу поблагодарить его за возможность принять участие в таком большом ивенте и окунуться впервые в эту атмосферу. Аналитиком, конечно, быть прикольно, но и тогда и сейчас я горел желанием играть, а не анализировать. Для меня первый опыт такого крупного турнира, возможность посмотреть, познакомиться с ребятами, проанализировать – это было довольно-таки круто.
Борис «STARSKY» Старосельский - комментатор организации Team Unique.
Это был первый твой опыт публичных выступлений, волновался? Не было мандража перед камерами/аудиторией?
В стартовый день было очень тяжело, потому что это такое масштабное событие, тебя смотрит куча народу. Конечно волновался поначалу. Но уже через пару игр обжился, вошел в свою колею, стал говорить, как есть, и даже не замечал, что на меня смотрели.
Лучшие моменты со студии аналити первого игрового дня StarSeries i-League/Season 1.
Насколько отличаются ощущения от игры, когда ты смотришь её, анализируешь и когда катаешь сам? Замечаешь какие-то ошибки, на которые мог бы не обратить внимание, если бы играл сам?
Как и во всех дисциплинах, со стороны то, что нужно было сделать, виднее всем, а в момент игры, естественно, тяжело под это подстроиться. Во время сражения не понятно, что тебе может прийти в голову. У нас в PUBG есть 100 вариантов решений в одной игровой ситуации. И только один из них будет правильный. Остальные 99 будут ошибочными. И ты запросто можешь выбрать неправильный вариант. Всё это делается на интуиции и решения приходят спонтанно, ты не можешь предугадать правильно ты поступил или нет. Ведь в одной ситуации одно решение может быть правильным, а в другой – заруинить тебе игру. Мы все допускаем ошибки и на них учимся.
На том турнире AVANGAR заняли 6 место, какие у тебя впечатления были от их игры? Успел тогда познакомиться с ребятами?
С AVANGAR, конкретно с MuMiNo и KeeN, я был знаком с начала своего пути в PUBG. Я как раз начинал играть первые турниры в онлайн-лиге в одной команде. Там были я, MuMiNo, KeeN, POKAMOLODOY и с заменами играл Maga. С этими ребятами я начинал играть турниры, и мы прекрасно уже тогда знали, кто из себя что представляет. Мне всегда импонировала игра AVANGAR. MuMiNo – это очень сильный капитан. Он большой вклад вносит в командную игру благодаря моральной поддержке. У них с KeeN огромный опыт ланов за плечами, и они могут подобрать правильные слова для новичков, таких как я, на масштабных офлайн-турнирах.
Раз мы уже заговорили об AVANGAR, давай перейдем к твоему переходу в эту команду. Сотрудники forZe в социальных сетях охарактеризовали его как первый трансфер в PUBG в СНГ-регионе. Что ты можешь рассказать по этому поводу?
Пусть это остается так, как это указано в источниках – трансфернули и трансфернули.
DieZzz подписывает соглашения с AVANGAR.
Как твой переход повлиял на распределение ролей в команде? Кто сейчас задаёт тон коллективу, управляет командными передвижениями?
На данный момент в игре мета такая, что есть лишь 4 стрелка. Сейчас всё зависит от командной игры и от того, как 4 игрока взаимодействуют. Если все играют вместе хорошо – следовательно и результаты у них отличные. Нет каких-то определённых ролей, типа снайпера, хелпующего. Такого нет. Снайперскую винтовку могу взять я или кто-то другой, как попрёт. В целом мы все 4 стрелка и двигаемся от этого направления.
Mumino и KeeN ударная казахстанская связка AVANGAR.
Как у вас с коммуникацией в команде, кто ингейм лидер? Как всё происходит на межличностном уровне?
У нас сейчас два молодых игрока, я и 0nuqtive. Жану (MuMiNo) уже 30 лет и это человек, который стоял у истоков Казахстана в Counter-Strike 1.6. Чемпион Казахстана. Они с KeeN ветераны киберспорта. Поэтому очень хорошо понимают, что такое киберспорт, имеют отличный опыт выступлений на ланах и передают его нам. У нас семейная коммуникация – мы семья. Все другу друг помогают. Если у кого-то есть проблема, то мы её решаем вместе.
DieZzz и 0nuqtive - молодая подмога для опытных казахстанских игроков.
После перехода в AVANGAR в твоих социальных сетях всё чаще начали появляться сообщения о выездах на буткемпы, постоянных разъездах? Не сложно ли так часто путешествовать? Где тебе удобнее тренироваться: на буткемпах или дома?
Честно сказать, то, что предоставляет AVANGAR, а именно постоянный буткемп – это очень круто. Благодаря этому ты живешь только с командой, никогда не теряешь форму и чем ближе ты к коллективу, тем лучше становится ваша коммуникация. Я понимаю, что это работа, но при этом получаю от неё удовольствие. Грубо говоря, буткемп – это своего рода командировка. Без него я не понимаю, как можно вообще готовиться к турнирам.
Дома я не играю вообще. Там я только отдыхаю, провожу время с родителями и тому подобное.
Обзор буткемпа AVANGAR глазами игроков CS:GO.
Как у вас проходят буткемпы? Сколько часов в день вы тренируетесь? Кто с вами работает? Возможно, есть какие-то специальные упражнения для развития скила?
Честно говоря, тренировка в PUBG – это очень размытое понятие. Здесь нет таких возможностей, как в том же CS:GO, где ты можешь зайти dm, покатать полчаса, расстреляться. Тут ты приземляешься, играешь и всё. Буткем же проходит так: у нас есть тренер-аналитик, он нам ставит задачи на определённый день. К 14-00 мы садились за компьютер и играли до ночи, часов до 24. До 20-00 каждый тренировал личный скил, что кому больше нравится, стрельба там и т.п. После 20-00 играли командные праки, анализировали свои ошибки - и по новой. И так каждый день. Тренер нам устанавливал конкретные задачи, что мы тренируем, а что нет. Он модерирует весь процесс, мы его слушаем и выполняем указания.
Давай поговорим о главном событии года в PUBG, а именно PGI 2018. Для AVANGAR он начался со скандала. KeeN и MuMiNo отказали в выдаче немецкой визы. Говорят, чтобы решить эту проблему, пришлось вмешиваться Министерству иностранных дел Казахстана. Как так получилось, что вы смогли попасть на турнир в полном составе? Помогала ли новосозданная Федерация киберспорта Казахстана?
Да, случилась такая неприятная ситуация, что ребята могли не попасть на турнир из-за отказа в выдаче визы. Но всё-таки обошлось. Да, была помощь со стороны МИДа, была помощь со стороны Федерации киберспорта Казахстана. Никаких особых подробностей я не знаю. Скажу только, что ребятам помогли, визы были получены и мы сыграли полным составом.
0nuqtive о визовых проблемах AVANGAR.
Если бы MuMiNo и KeeN не получили визу, чтобы вы делали? Снимались с соревнования или играли с заменой? Может быть кого-то уже наигрывали?
Сниматься с турнира мы бы точно не стали. Мы уже приехали с 0nuqtive и тренером туда. Подумывали о заменах. На турнире было очень много игроков из СНГ региона, которые приезжали как зрители, поболеть за нас или за Navi. И можно было кого-то из них цепонуть. Но мы свято верили в то, что ребята получат визу, и этот вариант даже особо не рассматривали. Никого конкретно не наигрывали.
Как-то повлияла эта ситуация на итоговый результат? Может была какая-то дизмораль?
Я скажу, что эта ситуация, наоборот, нас зарядила, дала злость. Столько нервов было потрачено, ребята всё же попали и вот мы в Берлине в полном составе и можем показать свою лучшую игру. Это сделало нас только сильнее и помогло двигаться дальше.
Чемпионат мира стартовал для AVANGAR не лучшим образом. Как и Navi, в турнире от третьего лица вы не смогли показать свою лучшую игру. Почему так? Не наигрывали этот режим? Делали ставку на соревнование от первого лица?
Сказать делали ставку на FPP было бы неправильно. Что состязание от первого, что от третьего лица на одинаковую сумму. Ты приезжаешь на Чемпионат мира и должен быть готов к каждому режиму, независимо от того, что в нём есть. Мы все готовились к TPP, но все уже так привыкли к FPP режиму в плане того, что те мувы, которые мы делали, подходят только для первого лица. И на третьем лице нас из-за этого много раз убивали, и игра не пошла. Мы делали движения, которые мы обычно делаем в первом лице, но в третьем они вообще не работают.
Отлично показали, как нужно играть TPP, корейцы. Они, естественно, и выиграли этот турнир. Их тактика была просто феноменальной.
Gen.G Gold - победители PGI 2018 режима от третьего лица, Na`Vi - 10, а AVANGAR - 16.
Многие игроки в PUBG, особенно из СНГ региона жалуются на то, что вид от третьего лица не совсем честный и не подходит для турниров. А как считаешь ты? И с каким видом тебе удобнее играть?
Моё мнение, что скидывать всё на лицо, что оно не удобное, оно не соревновательное – просто глупо. Когда игра только начиналась, все играли в TPP и никто не возмущался. Всё турниры игрались от третьего лица и недовольных не было. Просто, когда ты приезжаешь на турнир с видом и от первого, и от третьего лица, и говоришь: «Ну вот третье лицо оно не честное», извини меня, значит ты просто не готовился к соревнованию. Если ты приезжаешь на чемпионат такого масштаба, ты должен быть готов к любому формату сражений. Организаторы могли просто сделать один турнир от третьего лица, и никто бы не отказался от соревнований, все бы также спокойно играли.
Довольны ли вы как команда своим результатом на PGI 2018по PUBG или хотели большего?
Можно было лучше.
Oh My God - победители PGI 2018 от первого лица, Na`Vi - 4, а AVANGAR - 5.
Что вам помешало сыграть лучше?
Ошибки в процессе игры, которые не нужно было допускать. Мы все их разобрали, исправим и к StarSeries & i-League PUBG Season 2 будем сильнее.
Многие игроки жаловались на очень высокую температуру внутри «Мерседес-Бенц-Арены», которая мешала играть? Не мешало ли это тебе? И как в целом впечатления от организации соревнования?
Сама организация на высшем уровне, всё прошло гладко. Естественно, было жарко. Кондиционеры были в зале, но из-за того, что у тебя стоит 80 компьютеров плюс освещение, вся эта система охлаждения не очень спасала. Меня это не отвлекало, но порой было невыносимо жарко и хотелось выйти на улицу, иначе просто подскакивало давление, и голова шла кругом.
Долгое время в игре не было никаких патчей, но сейчас разработчики начали активно добавлять контент и вносить изменения. Как оцениваешь их деятельность за последний год? Что в PUBG стало лучше? Что хуже? И что ещё нужно сделать, чтобы играть стало более комфортно, как обычному юзеру, так и киберспортсменам?
Сейчас для пользователей, которые просто играют в паблик, разработчики сделали практически всё возможное. Обычному геймеру играть максимально комфортно. В плане киберспорта сейчас чётко видно, что создатели PUBG хотят развивать соревновательную сцену. Они делают больше турниров, недавно анонсировали esports план на год, что они будут добавлять. Так, теперь у каждого региона теперь будет собственная лига со своими призовыми. Поэтому я считаю, что PUBG двигается в правильном направлении. Но им виднее, что ещё нужно изменять, я не разработчик. Сделали обновление – играю и всё. Ни на что не жалуюсь.
В PUBG регулярно начали предлагать эксклюзивный контент.
В игру постоянно добавляют новое оружие/обвесы. Влияет ли это как-то на киберспортивную сцену PUBG? Как вы адаптируетесь к новому контенту?
К оружию мы относимся нормально, потому что, когда выходит обновление, ты в тот же день не играешь турнир, а сразу тестишь девайсы. Если оружие слишком имбовое, появляется очень много отзывов на Reddit и разработчики всё оперативно фиксят. После этого оружие становится сбалансированным, и ты можешь его использовать на турнирах.
В плане карт, вот сейчас есть Эрангель, Мирамар – пока только их играем дальше посмотрим. Введут новую, будем её тренировать. Это как в CS, Dust II переделывали, все играли Cobblestone, Dust II вернули – играют его.
Раз уже заговорили о картах – какая твоя любимая и какое оружие предпочитаешь?
Любимая карта – Эрангель, любимое оружие – АКМ.
АКМ - любимое оружие DieZzz.
Почему именно он?
В связи с последними обновлениями, АКМ стал очень импактным оружием. Контролировать в нём спрей и стрельбу стало гораздо легче, чем раньше. Поэтому это одна из основных пушек у каждого про игрока.
Скоро в игру обещают вернуть динамическую погоду. Как ты думаешь. будет ли она добавлена в соревновательный режим? И каково твоё отношение к этому апдейту?
Надеюсь, даже не так, я уверен, что динамической погоды не будет на киберспортивной сцене, исключение, какой-то шоу матч. Очень много игроков будет против этого нововведения и в киберспортивном PUBG его не будет. На каждом турнире есть свои настройки круга, сервера и т.д. и динамическая погода будет только сильно мешать. Она может поломать всю игру – к примеру, резко станет туман или дождь, и это разрушит вам всю стратегию. Это скорее развлекательное добавление в игру, но точно не киберспортивное.
Ты играл в Counter-Strike и PUBG. Что для тебя интереснее, сложнее? Чем отличается соревновательный PUBG от CS?
В PUBG было проще попасть. Дисциплина молодая, ей как соревновательной игре недавно только год исполнился, здесь было проще пробиться. Если ты начинал играть неплохо турниры с самого начала, то гарантировано тебя замечали команды, и ты становился более-менее именитым игроком.
Counter-Strike - уже устоявшаяся дисциплина, которая живет очень долго и туда попасть намного тяжелее. Нужно показывать максимум, чтобы тебя заметили. К примеру, играть, какую-то СНГ лигу, познакомиться с каким-то игроком, который уже выступает в команде и от этого двигаться. Познакомился, пообщался, он тебя заметил, потренировались и вот ты уже в команде. Если ты не умеешь коммуницировать в Counter-Strike, тебе не пробиться.
Это значит, что без личных знакомств в киберспортивном CS делать нечего?
Не совсем без личных знакомств. Тут не сказать, что какие-то связи решают. Но ты не можешь играть и молчать и ни с кем не общаться, и при этом попасть в команду. Ты в любом случае с кем-то коммуницируешь, к примеру, какой-то игрок скажет: «О, ты круто катаешь, давай вместе играть эту лигу». Ты в любом случае знакомишься с людьми: этот человек знает кого-то ещё и вот так двигаешься по цепочке, пока не найдёшь команду.
PUBG тоже скоро к этому придёт. У кого-то будет знакомый, который знает меня, и я, если смогу, помогу ему пробиться дальше в какую-то команду, если у меня будут варианты.
Как проходит твой день вне буткемпа? Сколько свободного времени тратишь на PUBG, чем ещё увлекаешься?
Сейчас я после Берлина нахожусь в Москве. Большую часть времени просто гуляю, провожу с семьей. Значительную часть своей жизни я посвятил хоккею, как только приезжаю в Москву сразу выхожу на лёд. Это уже в крови и постоянно тянет покататься. Это такой вид релакса для меня. Дома в PUBG я играю очень мало. Максимум за неделю в Москве – это может быть два раза.
DieZzz не против поганять шайбу. Ссылка на источник.
В что-то ещё кроме PUBG играешь?
Counter-Strike.
Возможно, Fortnite или другие Королевские битвы?
Нет, Fortnite не интересуюсь)
Какие планы у команды на ближайшее будущее?
Тренироваться, побеждать. Предстоящий турнир – второй сезон StarSeries & i-League PUBG, на нём я буду участвовать уже не в качестве аналитика, а как игрок. К каждому турниру будем готовиться и стараться победить в максимальном количестве соревнований.
Как долго ещё собираешься играть в PUBG и чем планируешь заниматься после окончания карьеры киберспортсмена?
Пока Бог даёт - играем. А что будет в дальнейшем пока не понятно. Может завтра всё оп - и затухнет, а может ещё десять лет буду играть. Предпочитаю решать проблемы по мере их поступления.
И напоследок пара слов для твоих фанатов
Я хочу сказать спасибо все фанатам и тем, кто поддерживал меня ещё с начала карьеры в forZe, и тем, кто начал болеть после прихода в AVANGAR. Болейте за нас, мы чувствуем вашу поддержку и стараемся для вас!
Редакция esportnews.gg благодарит Артёма за интервью и желает ему удачи в дальнейших киберспортивных свершениях.
Фото: vk.com, pubg.ru
Автор: Дмитрий "S@tAn45" Косенков специально для esportnews.gg