esportnews branding
twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

Александр «Twaryna» Кравченко: «Если хочешь оставаться на плаву, нужно постоянно заявлять о себе»

Редакция esportnews.gg пообщалась с одним из самых харизматичных и олдскульных комментаторов HearthStone. Александр рассказал о своей любви к «Героям 3», о своих главных интересах в жизни и о том, как рандом помогает ему в карьере.

twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

Александр «Twaryna» Кравченко

Первая игра, которую ты запустил на своём компьютере? Как дошел до Героев?

У меня очень рано появился компьютер. Мне сейчас 32 года, а я начал играть в 3-4 года. Играл на самых первых компьютерах на работе у мамы, которая в то время работала оператором ЭВМ. Я застал самые первые компы, которые занимали всю комнату, здоровые хрени. Там я играл еще в «Червяка», была там такая игра. Потом были уже персональные компьютеры, тоже у мамы на работе. Какие-то гонки я помню. Достаточно быстро у меня появился компьютер дома.

 twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

Раньше игры были хардовее, а графон лучше

В детстве играл в игры из дому, у меня был свой комп. Хоть я и застал всю эту историю с компьютерными клубами, но был там не особо частым гостем. Как правило, это было в школе. Вместо уроков с ребятами могли пойти поиграть.

Большую часть времени я играл один и это были single-игры, в том числе застал первые части «Героев». Я поиграл во вторых «Героев», потом в первых, а потом как раз вышли третьи. Сейчас это моя основная игра наряду с HearthStone. Это для души в первую очередь. Мне больше всего нравились игры типа FallOut, Arcanum. Застал я и StarCraft и Counter-Strike. Но они не особо цепляли.

 twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

Livegamingnews

FallOut 2 – классика жанра РПГ, переплюнуть которую мало кто сможет

Что тебе настолько нравится в «Героях», что ты до сих пор не забил на них?

Игра вышла в 98-ом году, так что я уже 20 лет с ней. В те времена «Герои» не были для меня игрой «номер один». Мне нравились разные игры, в том числе, и «Герои». Потом был большой перерыв. Я начал другим интересоваться, по музыке угорать, учеба началась. Потом у меня был момент, что я взял академ. отпуск в колледже, где учился. Я попал в замес небольшой - мне сломали руку. Я учился на парикмахера и не мог работать. Мне пришлось уйти в инактив на год. Тогда как раз выходила пятая часть «Героев». Это была отправная точка для меня в современных играх, в киберспорте.

Я сидел дома, мне было нечего делать. В игры я не играл достаточно давно, навскидку лет 5-7. Мне это было не интересно. Занимался другим. Но тут узнал каким-то образом, что выходит пятая часть Героев, вспомнил все свои истории из детства. Начал следить за анонсами игры.

twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone 

Пятая часть вернула любовь фанатов к серии

Мне было интересно, потому что ее созданием занимались российские разработчики, компания «Nival Interactive», и был шанс того, что игра действительно будет крутой. Например, четвертая часть вышла весьма неоднозначной. Первые три были круты, «Герои 3» вообще считаются эталоном. Четвертая часть попала не во всю аудиторию, она была экспериментальной, она также для меня прошла незамеченной. «Пятерка» обещала вернуть былое величие ко 2-3 части. И действительно получилась она очень самобытная, было видно, что разработчики являются фанатами своего дела.

Это уже было после пятых «Героев», когда правами на игру начала владеть Ubisoft. Она отдала игру на разработку каким-то французам и получилось, мягко говоря, плохо. Сейчас уже не планируется разработка восьмой игры – они уже забили на серию. На мой взгляд, это далекая и не совсем компетентная позиция. Им все равно, какая будет игра, лишь бы денег заработать.

 twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

Ubisoft пользуется плохой репутацией среди геймеров

Как только вышли пятые «Герои», я сразу купил их. Начал пробовать, как в детстве, за компом, в single-версию, без участия живых людей. Потом был сервер ubi.com, где игроки могли играть друг с другом. Я на него как-то случайно забрел. Там был такой режим «Дуэли», быстрые партии, которые можно было сыграть за 10 минут, условно. То, что как раз нужно для современных игр, то, чем HearthStone так хорош. Ты можешь зайти, сыграть партию за 10 минут. Конечно, можешь и на 30 минут растянуть, но факт в том, что ты можешь сделать короткие сессии и, на мой взгляд, это очень здорово.

 twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

homm.fun

Турниры по Heroes of Might and Magic III и по сей день привлекают много олдфагов

Там я попал на живых людей, на профессиональное коммьюнити, которое зарождалось. Как оказалось, я неплохо бахаю. Спустя всего 2 месяца я играл в первых серьезных турнирах по пятым «Героям». Благодаря тому, что это российский разработчик, игра хорошо развивалась в наших странах. Nival делали все, что могли, вплоть до того, что они запихивали ее в киберспортивные турниры.

Сейчас это звучит очень странно. Было в то время 2 крупных турнира, оба которые я выиграл, впервые тогда почувствовал вкус киберспорта. Один был от Nival, а другой – чемпионат GIGA GAMES. Это было мультиспортивное соревнование, на котором были представлены топовые, на то время, киберспортивные дисциплины: Quake, Counter-Strike, StarCraft. «Герои» смогли войти в такую тусу, что была топ на то время. И призовые там были вполне неплохие. Тогда я за первое место получил $1000. Это было в 2006-2008 году. Сейчас бы это было $10 000. Для игры, которая была очень сомнительной в плане охвата аудитории – это было круто.

 twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

Так выглядели одни из первых киберспортивных турниров в СНГ

Тогда это привлекло мой интерес к, так называемому, киберспорту. До этого я такого понятия не знал. Это меня привлекло и в стримы. Я играл в пятых «Героев» какое-то время, потом у меня интерес начал затухать, но появились стримы. Я, по сути, застал первую волну этой движухи. Это показалось мне очень интересным: можно было не просто играть в игру, но и показывать свой скилл рандомным зрителям, что прикольно. Я начал стримить вообще очень давно, в 2012 году. Я застал времена, когда даже Twitch’a не было, а только площадка Justin.tv.

Я не задрот. Даже если на примере «Героев» брать: мне нравится много играть, но мне не очень интересно тренироваться, изучать всякие фишки, механику. В тех же «Героях» это достаточно большой объем. Это игра, которая по возможностям до сих пор не то чтобы исчерпала свой потенциал, на про уровне она еще развивается и развиваться будет очень долго. Но это отдельная история.

 twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

CBS News

Стриминговые платформы прошли очень большой путь

В «пятерку» на стримах я поиграл год и потом у меня снова интерес пропал. Я всю игру прошел и потерял интерес к этой истории. Тогда я обратил внимание на отличные стримы по третьим «Героям». Там было небольшое коммьюнити.

Тогда все только начинало развиваться. Это были очень крутые ламповые посиделки, человек 5 ребят всего было, которые стримили эту игру на профессиональном уровне. И я в какой-то момент перепрыгнул с пятых на третьих. Я вспомнил, как в детстве играл, мне было интересно смотреть, так что я начал копать информацию, смотреть стримы, пробовал играть сам и после стримить. В последствии, я стал full-time стримером этих героев.

Хоть у меня тоже были перерывы, я мог на год забить на игру, в ней тоже бывают рандомные истории. Вот те, кто говорят, что HS – рандомная игра, они вообще не представляют, как это может быть на самом деле. Серьезно! Если в HS игра разбита на маленькие сессии, ты ловишь какой-то момент, у тебя пригорает, ты начинаешь рассказывать, что все там рандом.

twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

Когда накрывает рандомом

Но представь такую историю: ты в «Героев» можешь играть 10 часов и из-за рандомного момента проиграть все. Далеко ходить не нужно. Я вчера стримил игру, которая длилась порядка 10 часов, в 2 захода. Я просто проиграл в конце: сыграла 10%-вероятность срабатывания одной из абилок в бою с оппонентом, что и выиграло ему игру.

Фишка третьих «Героев» тем и интересна. Игра имеет очень богатый простор для совершенствования. Она вышла еще в 1998 году, но продолжает развиваться благодаря появлению энтузиастов, которые сделали HD-мод, что помогло вернуть интерес геймеров. Например, у Age of Empires это было официально введено разработчиками в Steam, что позволило ей стать киберспортивной дисциплиной. С «Героями» такое теоретически может приключиться, хотя вряд ли, так как Ubisoft не думают ей заниматься.

twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

pikabu.ru

HD-мод порадовал многих фанатов серии

Я играю рандомные карты со случайными людьми. Каждый раз партия не похожа на предыдущую и есть элемент неожиданности, чего-то нового. Иногда твои ожидания не оправдываются, и жопа сгорает, многократно. Но самое главное, что есть большое поле для вариативности. Да, там есть множество схожих моментов, одни и те же пути развития, но все равно каждая партия не похожа на предыдущую. Это то, чего не было в пятых «Героях». Там было больше баланса. С точки зрения выявления сильнейшего в киберспортивном состязании, эта игра более пригодна. Но, в плане зрелищности, элемента неожиданности, «тройка» в чем-то похожа на HS. Это то, за что любят и ненавидят HS. Ещё в «Героях» нравится яркость и картинка, которая очень приятна глазу, атмосфера. Это цепляет.

Картинки по запросу heroes 3 hdtwaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

Картинка в HOMM 3 действительно впечатляет

Можешь ли ты назвать себя заядлым геймером или у тебя есть твои, нишевые игры, которые ты себе выбрал для развлечения?

Сейчас это точно не для развлечения, это моя основная занятость. У меня в жизни всегда все случалось спонтанно, неожиданно, что-то перерастало в нечто большее. К примеру, мое хобби – музыка. Долгое время я занимался организацией концертов, это был мой основной вид деятельности. В какой-то момент я попал в геймерскую тусовку и это захватило мой ум и время. Это было мое хобби, которое впоследствии переросло в основную занятость, а концерты, наоборот, отошли на второй план. Я продолжаю делать это как хобби, не ради денег, это даже немного в минус мне идет, но я занимаюсь этим.

Что будет завтра, сложно сказать. Стримерство для меня началось абсолютно неожиданно, а после и вовсе переросло в комментаторство. Это было совершенно спонтанно, не было каким-то запланированным ходом. Я точно захвачен играми, но да, это нишевая история. У меня узкая специализация, узкий профиль. Мне интересны «Герои» и HS.

twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

DeviantArt

Украбіллі Вибух – стал самым большим фестивалем Европы в своем жанре

Многие ждут, когда я начну старые игрушки проходить, но у меня до этого руки не доходят. В этом плане я ленивый. Но моя лень имеет созидательное русло. Я не привык отвлекаться на что-то, переключать внимание и перепрыгивать. Если я чем-то занимаюсь, то хочу это делать максимально хорошо и это должно занимать определенный кусок времени. Обычно стримеры разные игры стримят. Но я увлекаюсь одной-двумя и это работает на протяжении 6 лет, и нормально все получается.

В HearthStone я также спонтанно стал играть. Начал в нее играть между ходами в третьих «Героях». Потом также интерес перерос в нечто большее, пробовал немного по серьёзному играть, но недолгое время.

twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

Pikabu

Герои 3 плохому не научат

Изначально я только аренки бахал, потом ладдер, потом начал пробовать топить в ладдере. А теперь стал комментатором и это стала моя основная занятость. Я не пытаюсь в HS топить где-то в легенде, не пытаюсь играть на турнирах. Более того, я не стримлю HS по многим причинам, но играю в него вне стрима до какого-то определенного минимального уровня. Как минимум, это взять легенду.

Ты начинал учиться на парикмахера? Откуда появилось такое желание? Ты просто шел учиться лишь бы куда?

У меня не было определенного выбора специальности: хочу быть врачом, космонавтом, пожарным. Тогда самыми модными профессиями были бухгалтер, юрист. История о том, что нужно идти учиться на какую-то стабильную специальность? Ха-ха, где сейчас эти бухгалтера и юристы? Оно, конечно, полезно в жизни, но сейчас это профессии, которые абсолютно мимо. Появились новые направления. Стример, я считаю, это профессия будущего. Пусть это выглядит непонятно, а 6 лет назад вообще звучало дико, но, я считаю, что за этим стоит будущее, хоть этому нигде не обучают.

У меня была тетя парикмахером, и я частенько тусовался у нее. Она сезонно ездила работать в Алушту, и я ехал к ней, тусовался на море и с ней. Также я фанат музыкального направления psychobilly и rockabilly, я сам ношу достаточно экстравагантные прически. Это тоже весьма нишевое направление. Мне все было интересно, я и покрасками увлекался, и так далее.

twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

MySpace

Александр «Twaryna» Кравченко выделяется своим внешним видом

Когда стал выбор, куда учиться, то я разговорился с одной своей подружкой, которая училась в этом заведении, куда я в итоге поступил. Там можно было получить высшее образование парикмахера, что также довольно странно звучит. Но это более широкое поле, там много было разных направлений: стилист, визажист, вся эта хрень. Мне это не было очень близко, я никогда в детстве не стриг, но вот так сложились все факторы. Моя подруга позвала меня, сказала, что там очень круто, очень много девочек. На потоке у меня было 6 парней, что уже много, на 100 девочек. Если вы понимаете, о чем я…

При этом, там был такой элемент, что можно было схалявить, мне подруга давала свои конспекты. Come on, кто идет в институт, чтобы учится? Там было лояльное отношение к мальчикам, легко было туда поступить. Выбрал себе легкую дорожку и не пожалел. В итоге, я так и не закончил это учебное заведение, но было прикольно провести там время.

twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

TUT.by

Примерно так выглядело обучение Александра в ВУЗе

В одном из интервью ты рассказывал, что профукал написание диплома ради концерта группы Mad Sin в Питер. После ты решил не продолжать обучение, а просто заниматься любимым делом?

Да, это было спонтанно и в том числе из-за лени. Сначала я год пропустил из-за травмы, пришлось взять академ отпуск. Когда вернулся через год, то благополучно отучился на последнем курсе. Осталось только написать и сдать диплом, который я так и не написал в итоге.

Я в конце подумал: «Да ну его нахрен» и поехал в Питер на концерт. Мне на то время уже не было интересно заниматься парикмахерством. Сейчас я мог бы быть каким-то модным барбером.

Это тогда профессия была не настолько нишевая, было популярно быть стилистом для девочек, покрасками заниматься. Мне было интересно заниматься мужскими стрижками. Если бы я продолжил эту историю, то сейчас мог бы быть в каком-то модном барбер-шопе или свой открыл, что не сложно. Но у меня пропал интерес к этому и я тогда уже занимался серьезно концертами. Из хобби это переросло в работу. Я начал зарабатывать деньги и на учебу просто забил.

twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

ТСН

Если любишь то, что делаешь, образование не всегда обязательно. Тварына и Том Хэнкс это подтверждают

Ты занимался концертами активно. Потом у тебя просто пропал запал заниматься активно организацией концертов и сейчас ты просто для души этим занимаешься, или ты выбрал комментирование, потому что видел больше перспектив для будущего?

Нет, я бы и сейчас занимался концертами очень активно. У меня не пропадал интерес. Просто из-за известных историй на Украине поломался мой рынок. У меня субкультурное направление, не очень большое количество аудитории. К нам очень много ребят из России приезжало, а потом аудитория сломалась, новая есть, но ее не так много. Да и у людей немного теряется интерес к развлекательным мероприятиям из-за какой-то жизненной ситуации.

Сейчас концерты не приносят выгоды. Я продолжаю их делать, но это чисто для себя, для своей тусовки. Я делаю концерты, чтобы было куда пойти тусоваться. Если не поддерживать культуру самому, то в определенный момент ты будешь сидеть, а все, что ты делал будет загнивать. Такие субкультурные движение очень быстро сходят на нет.

twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

Ланет

У меня субкультурное направление, не очень большое количество аудитории

Я никогда не делал концерты, чтобы просто рубить бабло, делать привозы всего подряд, переключаться на какие-то модные жанры. Сейчас можно, условно, репчик делать или какой-то модный рок. Мне это абсолютно не интересно. Это достаточно рисковое занятие, для которого нужно быть энтузиастом или иметь изначально много денег, с которыми будешь готов расстаться.

Со стримерством также все текло своим чередом. Поначалу оно не приносило никаких дивидендов. Если бы меня тогда сказали, что будет такое понятие, как «donation» [донат], что я буду когда-то работать комментатором и за это получать деньги, я бы вообще не поверил никогда в жизни.

 Стримы начались с 2012 года, а донаты появились только в 2014-2015 году. Сейчас я смотрю на этих новых стримеров, которые идут на площадку, чтобы зарабатывать деньги. Для меня это как-то очень смешно и забавно. То поколение, которое начинало запускать стримы тогда, делало это «for fun» для себя и я уверен, что никто из них не строил долгосрочную перспективу, чтобы рубить бабло. В какой-то момент ты понимаешь, что эта история перспективная, что в этом направлении можно развиваться и в итоге можно зарабатывать деньги. Сейчас топовые стримеры зарабатывают очень большие суммы. Иногда даже неприлично большие деньги.

twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

streamfest.ru

Вместе с Meleeman Twaryna начинал карьеру комментатором

С комментаторстовом произошло абсолютно также. Я попал туда чисто случайно. С Ваней «Meleeman» меня судьба свела. Я играл тогда в HS и стримил его. Попал на совместный сокаст в Storm Studio, куда Ваня приглашал различных гостей. К примеру, мне удалось с Лостом поработать разок. Было прикольно. Мы работали большое количество времени «for fun». Деньги никакие я не получал. Первую зарплату выдали только в StarLadder, и то, это было после испытательного срока и это были маленькие деньги. Правда, потом это все повышалось. Это не было изначально моей задачей: заниматься ради заработка денег. Сейчас это занятие «Номер один», я отношусь к этому с полной ответственностью. Если я за что-то берусь, то стараюсь это делать хорошо.

Раньше ты часто стримил HearthStone, но сейчас перестал. Что на это повлияло?

У меня падает интерес к игре, если я буду 24/7 играть в нее. Я год не играл в «Героев» и целый год делал стримы только по HS. Если бы я и дальше продолжил так делать, то у меня пропал бы интерес к игре. Она имеет свой запас ресурсов. И это модное нынче движение, которое живет в течение последних двух лет, что «игра скатилась, рандом, ко-ко-ко, Gwent, Artifact – убийцы HS». Это, на мой взгляд, звучит достаточно смешно. Мне кажется, люди просто выгорают от игры. Она исчерпывает свои ресурсы, переставая для них приносить удовольствие. HS не меняется глобально. Она какой была рандомной, в каких-то моментах, такой и остается. Я достаточно большой промежуток HS застал, историю про плохую мету я слышал. Это полная ерунда. Мета сейчас нормальная. Предыдущую я вообще считаю лучшей в плане сбалансированности за всю историю.twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

Hearthclub

Дополнение «Ведьмин лес» сделало мету практически идеальной

Сейчас мне хватает игр для стрима. Очень редко, раз в несколько месяцев я могу запустить аренку. Этого просто, чтобы понимать, что там происходит и поддерживать какой-то уровень, мне хватает. Без понимания игры, комментировать ее невозможно. Можно конечно, но это будет совсем странно. Ты будешь не понимать каких-то очевидных вещей. Коммьюнити-то все это видит. Зритель этого не прощает.

Самое основное – это коммьюнити. Мне не нравится аудитория в HS на фан-стримах. Это очень старинное течение. Не коммьюнити, которое сам стример вокруг себя формирует. А люди, которые кочуют со стрима на стрим. Они ищут игру и учат стримера играть. Это все мимо меня. Я немножко в другой плоскости нахожусь. Возможно, я уже слишком старый для этого. Люди, которые там тусуются, достаточно молоды, даже, юны.

Я очень ревностно отношусь к своим личным трансляциям. Если на StarLadder я прекрасно отдаю себе отчет, что я работаю для зрителя, и мнение чата – оно важно. Я практикую общение со зрителями, в том числе на турнирных трансляциях. Хорошо это или плохо? Мне кажется, это хорошо. Я привнес это в StarLadder и сейчас этим пользуются все остальные сокастеры. Изначально такой коммуникации не было. Было разрозненное коммьюнити, отдельно кастеры. Такого, чтобы комментатор вел общение с чатом – это нонсенс. Это не всегда в плюс, но частенько это здорово. Особенно заходит на каких-то ламповых турнирах, когда количество аудитории не такое большое и есть возможность провести диалог. Там я могу нормально сносить шутки, упреки, откровенное хамство. Я понимаю, что это нормально. Каждый может писать свое личное мнение.

Смотрите Герои 3. Обучение #1 от Twaryna на www.twitch.tv

Ламповое общение Александра со своими подписчиками

На своем личном стриме, у меня другой подход. Я практикую достаточно жесткую модерацию. На протяжении годов я пытаюсь выстроить вокруг себя коммьюнити лояльное. Скорее, адекватное. Мне важно, чтобы у меня на стримах была нормальная тусовка.

Я могу это сравнить с каким-то субкультурным баром. Человек, приходя на мой стрим, попадает в какой-нибудь бар у дороги. Ты же не придёшь в какой-нибудь кабак, где сидит байкер, панк-рокер, и не начнешь задвигать шутки про мамок? Ты получишь просто люлей и пойдешь восвояси. Я не готов быть стримером, который будет потакать аудитории.

Насколько ты сейчас доволен той аудиторией, что смотрит лично твои стримы?

Более чем доволен. У меня качество аудитории очень высокое. У зрителей есть постоянный интерес к «Героям» по разным причинам. Приходящие люди тоже вполне себе нормальные. Если сравнивать с тем, что было 3 года назад, то качество аудитории намного повышается.

 twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

SC2TV

Коротко, о вкусах Twaryna

Количество также меня устраивает. Я не стремлюсь вырваться в топы. Я топ стример по «Героям», нишевой игре. Сейчас меня смотрит около 1000 человек. Это не означает, что я не стремлюсь повышать количество зрителей, но для меня важно, в первую очередь, качество. Если придет 2 нормальных человека, то это лучше, чем 50-100 неадекватов, которые будут портить атмосферу в чате, после пропадут и снова вернутся.

Кого-то из стримеров смотрят за их харизму, кого-то из-за игр, кого-то из рейджей? Почему твои зрители выбирают именно тебя?

Я сейчас не топ игрок в «Герои». Я играю на хорошем уровне, но не ТОП-1, кем я был в «Герои 5».  Изначально я стримил как топовый игрок, один из лучших, если не лучший в конкретной игре. Меня смотрели из-за скила. Сейчас я получил какой-то левел и скилы за все время проведенное на стримах. Я умею поддержать интерес аудитории.

При этом я не ординарный стример – могу грубить, да и жопа у меня подгорает частенько. Тот, кто это принимает и нормально к этому относится – остаётся. Каждый зритель волен выбирать – смотреть ему стрим или нет. Я не стараюсь понравится аудитории. Я хочу быть максимально честным. Если у меня плохое настроение, я лучше не запущу стрим или закончу его, а не буду пытаться улыбку из себя выдавливать или пытаться жопу подлизать зрителю.

Музыка – один из секретов успеха Twaryna

Этим грешат очень многие стримеры, натягивая на себя маску. Может это и хорошо, но не мой выбор. Я пытаюсь взять харизмой и сделать так, чтобы мои стримы было интересно смотреть.

И музыка. Это тоже отдельная история, которая привлекает зрителей. Она не всем нравится, но это уникальная музыка для стримов на Твиче: рокабили, рок-н-ролл – никто не практикует кроме меня.

Ты играл стримил и тебя приглашал комментировать Meleeman. После тебя позвала Olesami вместе комментировать турнир от Ред Була?

twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

Olesami и Twaryna отлично кастят вместе

У меня уже был бэкграунд, как у турнирного комментатора Hearthstone и Олеся позвала меня как возможного кастера. Это был такой своего рода кастинг, как я смогу в студии работать. Было несколько тестовых эфиров. И только после этого мне предложили работать на постоянной основе, подписать контракт и стать штатным комментатором.

Можешь в паре слов описать «школу комментирования от Тварыны»? Твои уникальные фишки, фразочки, которые тебе потом в чате спамят?

Прям фраз, которые у меня потом стали мемами я не припомню. У меня такого нет. Обычные шутейки мемы залетают. Есть пошлые шутейки с названием карт связанные, которые проскакивают даже на официальной трансляции в чате. Все понимают, о чем речь и это смешно. Я люблю проворачивать такие фишки. Шутить на грани, где-то возможно эту грань даже переступая. Это моя фича, которую я практикую регулярно.

Общение с чатом – это тоже моя фишка. Это не всегда в плюс работает. Я ловлю себя и своих сокастеров на том, что мы переходим границы общения с чатом. Начинаем спорить со зрителями. Это неприемлемо и нужно пресекать. Это должно быть в ненапряжной форме и не мешать основному. Основное – это комментирование игры, а не диалог. Это не фан стримы, где ты можешь сосредоточится на подобном общении.

Стримы Twaryna – проходят в приятной атмосфере

Но это прикольно, я рад, что мы в такое русло ушли на Старладдере, потому, что изначально этого не было. Насколько я знаю во всех киберспортивных дисциплинах это отдельная тема. Тем же комментаторам Dota 2 вообще советуют с чатом не общаться, не читать, потому что это якобы может сломить комментатора. Мне кажется, это субьективно и неправильно, потому что кастер должен быть готов к жопопригарному прикрытию. В этом помогают годы стримминга.

Комментаторство в киберспорте тем и прикольно, что тут нет каких-то проторенных путей, какой-то школы. Каждый комментатор свою дорожку выбирает и по-своему все видит.

На Starladder у нас каждый комментатор своеобразный, нет похожих личностей. Олеся, я, Игорь, Миша – все разные. И это конкурентное преимущество. Если взять тех же игроков профессиональных в Hearthstone и поставить их комментировать у них будет много схожих вещей. Больше понимания игры, но при этом у них будет отсутствовать опыт ведения трансляции. Это слышно. Умение говорить, держать аудиторию не перегибать с техническими терминами.

Лучший стрим дуэта Lebed & Twaryna по утверждению обеих

Комментаторство должно быть направленно не только на хардкор аудиторию, которая разбирается в игре на высоком уровне, но и на нубасиков которые случайно попали на трансляцию. Необходимо угождать максимально широкому полю аудитории.

Есть ли у тебя какое-то самое яркое воспоминание из комментаторской карьеры? В киевской студии или где-то заграницей?

Прям каких-то историй, когда все пошло не по плану не было. Было много весёлых эфиров. Например, когда мы с Лебедем комментировали китайские турниры, WESG по-моему. Самая легендарная игра Манока-Даркеден – это просто эпик, никто ещё не переплюнул. Её можно пересматривать вечно.

С кем тебе из сокастеров удобнее всего работать?

За тот промежуток времени, что мы комментируем вместе, мы настолько притёрлись, что каждому с каждым комфортно работать. Мнение со стороны – Тварына и Лебедь – это оптимальный микс. Мне же комфортно с каждым из ребят работать. С Мишей всегда получается самый фан в плане шутеек, подколок. Хотя и с Игорем и Олесей – это тоже может работать. Сказать, что с кем-то комфортней, с кем-то тяжело – такого нет.

 twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

Александр и Михаил показывают отличную синергию

К вам часто приходят на трансляцию про-игроки? С кем из них было интересно работать? Кто в будущем может стать комментатором?

Я работал с Найманом, впервые на китайском турнире. Это было в Шанхае. Единственная поездка куда мы выбирались. Тогда было время больших надежд, что мы будем ездить регулярно на ланы. В итоге, это все, к сожалению, сошло на нет. Кастить с Ланов в разных местах – это самое крутое, что может быть. Просто вау. Но может быть когда-нибудь ещё это вернется.

Ещё с Найрией, я тоже кастил, по-моему, с Павлом, Аладом. Самое веселое было с Павлом. Он имеет опыт работы с англоязычной аудиторией. Он имеет опыт работы в Германии на Ситстори кап, где такая фановая атмосфера. Найману, мне кажется еще нужно работать над речью, но сейчас он очень сильно вырос в этом плане. Видение игры, это понятно, но ещё нужно уметь донести свою мысль.

 twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

Shtanudachi обладает задатками успешного комментатора

Алад имеет большой опыт комментирования. Но самый топ из про игроков, те с кем мне не удавалось покастить. К примеру, Штан работал как-то на каком-то из турниров с Лебедем и это было оптимально. Он топ комментатор на мой взгляд. Это было реально интересно смотреть. Это эталон, когда профессиональный игрок совмещает в себе качества и хорошего кастера.

Ты упоминал, что на стримеров и комментаторов никто не учит. Как ты заставлял себя развиваться, чтобы стать лучше в своем деле? Что нужно делать для развития, как комментатор, стример?

Нужно начинать с банального – скороговорки. Но вообще я ленивый. У меня были планы посетить курсы дикторов, мне кажется, это было бы полезным, может, когда-нибудь я и дойду. Было бы полезно английским языком заняться. Мне кажется, это очевидные вещи. А так – скороговорки. Банально я могу себе позволить это не делать, ведь у меня большой опыт стримерской деятельности, хоть это все равно полезно.

Самое сложное, на мой взгляд, до сих пор – это отдыхать, как бы ни банально это не звучало. Хорошие эфиры получаются, когда ты отдохнувший и с хорошим настроением. Все. Ничего больше не нужно.

twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone 

Хорошие эфиры получаются, когда ты отдохнувший и с хорошим настроением

Когда ты на протяжении 10 часов сидишь, то начинаешь буквально залипать после третьего часа эфира. Такое бывает очень часто, потому что постоянная смена графика комментирования бывает, сложно удерживать концентрацию на протяжении всей трансляции из-за специфики игры.

Смотреть за HS – не такое простое занятие. Это монотонные, повторяющиеся действия на протяжении нескольких дней. Тебе важно не терять концентрацию, иначе ты будешь упускать важные вещи. Чатик все видит! Из-за этого постоянно увольняются комментаторы. Сейчас, я считаю, у нас высший уровень подготовки и концентрации к игре. Важно подходить отдохнувшим к игре, но это сложно в себе выработать. Я сейчас начал пить китайские чаи, интересоваться этим всем. Они дают бодрости. Возможно, будет помогать.

Какой у тебя процесс подготовки к турнирам?

У меня есть понимание меты определенное: я играю, частично смотрю разные стримы, сайты статистики. Винрейты сейчас на виду находятся, это не сложно. Я все это прорабатываю, плюс у меня есть свое понимание какого-то матчапа или ситуации, которая происходит. Я выдерживаю определённый минимум, который позволяет мне поддерживать мои профессиональные качества. Конечно, их можно повысить, совершенства предела нет. Но мне кажется, я балансирую на той грани, чтобы и не убить интерес к игре. Это для меня самое важное. И не только в комментировании, но и в любом другом занятии.

twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone 

Пока Александр интересуется чем-то, он делает это с душой

Киберспорт, стриминг становятся все более популярными с каждым годом. Многие пытаются попасть в тусовку. Насколько ты боишься конкуренции со стороны молодых ребят?

Я удивлен тем, что новичков нет по сути. В комментаторской движухе в HS были попытки, но они ничем хорошим не увенчались. Вспомнить, как LEBED попадал на SL. Тогда многие были недовольны комментаторами, которые были в то время. Казалось бы, двери открыты, пожалуйста, пробуйте себя. Но по факту достойных кандидатур не было. Только Миша и еще один парень. Все. Желающих было много. Легко сидя в чате говорить, что я бы и сам так сделал.

Я не боюсь конкуренции. И не потому, что я самоуверенный. Мне кажется, что я делаю свое дело хорошо и буду стремиться делать его на этом же уровне и дальше. Если появятся люди, которые будут более крутые, прокачанные, то ОК, значит вот так вот. Буду заниматься чем-то другим.

Я не строю себе каких-то иллюзорных желаний, которые есть у молодых ребят. Естественно, что я не будут заниматься комментаторством всю жизнь. Более того, у каждой игры есть свой потолок, когда история сойдет на нет и она станет менее популярной.

 twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

Я не боюсь конкуренции

Есть и финансовая история. Организация, где я работаю, стремится зарабатывать деньги, как и любая другая серьезная компания. Может возникнуть ситуация, когда HS перестанет приносить определенные выгоды. Мне, естественно, такого не хочется. Мне комфортно в том положении, в каком я сейчас. Я хочу только развиваться, но каких-то иллюзий я не питаю. Я готов к каким-то жизненным переворотам. Если просмотреть мой жизненный путь, то видно, что у меня все спонтанно получалось.

Ты часто с сарказмом говоришь про «убийц HS», как Gwent, Artifact. Насколько ты серьезно думаешь, что кто-то сможет сместить HearthStone с трона?

Сможет, почему бы и нет? Я с сарказмом говорю, потому что реакция на юношеский максимализм, настроение в HS коммьюнити. Это видно даже по настроению про-игроков, а не обычных зрителей в чате. Постоянно звучит «Ну что там, HS умер?» и прочее. Как можно говорить про что-то, не видя игру. Это вангование в никуда.

Я на полном серьезе слышал разговоры про-игроков, которые забивают на игру, ожидая Gwent, чтобы там зарабатывать деньги. Вы серьезно ребята? Я знаю, что по Gwent какие-то хорошие турниры проводятся, там не все так плохо.

 twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

Вот в таких живописных условиях проходил турнир по Gwent

Странно, когда люди не дальновидны, пилят сук, на котором сидят. Когда игру, которая тебя кормит, они начинают откровенно поливать дерьмом. Могу только удачи им пожелать, но это странно. Даже если перестал HS приносить удовольствие, деньги то ты хотя бы имей уважение к чему-то, что было раньше твоим «домом».

HS – это не какая-то глыба. Ее и сами Blizzard могут убить какими-то патчами. Плюс не бесконечен запас самой игры. Рано или поздно она перестанет приносит удовольствие геймерам. Именно с этим я связываю настроения в HS коммьюнити.

На Artifact многие очень большие надежды возлагают. Она, скорее, не убьет HS, а какую-то свою нишу займет. Это игры, которые будут сосуществовать параллельно. Artifact, насколько я знаю, не повторяет HS, это не чисто ККИ (коллекционная карточная игра), она со своими фишками. Я сам посмотрю на нее и поиграю с удовольствием. Но нужно говорить об этом, когда она выйдет, а сейчас – это просто пальцем в небо. В этом мой главный сарказм.

twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone 

Artifact – «убийца» HearthStone

Игорь «BORODA» сейчас очень сильно увлекся Fortnite. Коснулся ли тебя «поезд хайпа» королевской битвы?

Вообще нет. Не моя игра. Из новых игр меня вообще почти ничего не цепляло, кроме HS. Мне нравятся такие более спокойные, лайтовые, размеренные игры. В первую очередь пошаговые РПГ нравились, а Fortnite – это совсем другое. Я за хайпом никогда не гнался и не гонюсь.

Я открыт к новым играм, а Игорь просто горит этим. Он одновременно и Fortnite, и на HS его хватает. Он прям машина, очень жесткий! Он, порой, засыпает на эфирах или начинает говорить в невпопад, но я преклоняюсь перед ним. Он, наверное, самый профессиональный комментатор из нас. Может комментировать все и делать это интересно.

Первое впечатление о нем, когда я попал на SL: мне казалось, что он диктор с радио, у него есть такие задатки. Возможно, из-за того, что он распыляет свое внимание на много дисциплин, он проседает в вовлеченности конкретно в каждую из игр. В HS он не всегда может за метой успевать. Но вообще ему RESPECT, он очень круто все делает!

 twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

Настоящая «машина» в студии StarLadder

Ты с 2005 года занимаешься организацией музыкального фестиваля «Украбіллі Вибух», посвященного rockabilly и psychobilly музыке. Не мешает работа комментатором, стримы и орг. деятельность друг другу? Ты часто говоришь, что ленив. Как получается находить для всего время?

У меня есть один большой фестиваль раз в год и локально делаю несколько маленьких концертов. Изначально они были чуть ли не каждые 2 недели, у меня был план на год по концертам с финалом, который в свое время назывался крупнейшим в Европе в своей нише. Сейчас это более лайтово.

Не все верно трактуют понятие лени. Это не когда «Ванька на печи лежит и ничего не делает». Это когда идет грамотное распределение ресурсов. Не то, чтобы я был ленив, лежал на диване и ничего не делал. Это скучно. Я не распыляюсь на разные вещи и концентрируюсь на определенных аспектах. В этом мое конкурентное преимущество. Определенные, конкретные вещи я развиваю до высокого уровня. В том числе это можно назвать и задротством.

twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone 

Тварына – задрот своего дела

Возможно, если бы я не был ленивым, я бы делал больше всяких штук, бросался в еще большое количество проектов, бизнесом занимался, еще что-то. Но от этого что-то могло страдать. Например, Игорь – активный, любит Fortnite и разрывает себя на разные вещи, а я – ленивый. У меня только HS и «Герои», но в этих нишах я копаю максимально глубоко.

То же самое с концертами. Речь не идет о том, что я ничего не делаю. Знаешь, из-за лени человечество придумало самые прикольные штуки, которые помогают тебе в быту: пылесос, стиральная машина и прочее. Прогресс часто от лени идет, если задуматься. Все современные гаджеты – это от лени и для ленивых сделано.

Как ты проводишь свой досуг, кроме HS и стримов?

Очень мало времени. Досуг мой достаточно скуден. Я провожу время с женой, с друзьями и все. Сейчас я максимально вовлечен в эту всю игровую движуху. У меня в квартире есть такая «будка» стримерская – часть кладовки, которую я переоборудовал под стримерскую комнату. Я здесь провожу под 80% своего времени, когда не комментирую в студии. Также дома я досуг провожу с женой.

 twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

Vk.com

Если хочешь оставаться на плаву, нужно постоянно заявлять о себе

Я могу не выходить из дому сутками, в магаз максимум схожу. Не могу назвать себя закрытым человеком, гиком, который сидит взаперти. Я достаточно общительный, хоть людей я, наверное, больше не люблю, я в какой-то степени мизантроп.

Я разочаровался в людях. Начинаю общение со всеми хорошо, но, в большинстве своем, это приводит к тому, что лучше бы не общался. Не в обиду никому! Но есть и исключения. Мне абсолютно не скучно наедине с самим собой проводить время или с малым количеством людей.

Раз в неделю могу выбраться куда-то потусоваться, в бар. У меня многие друзья работают в барах, ведут активную жизнь. Я могу так ворваться, а потом вновь вернуться в свою стримерскую будку и продолжать трайхардить [try hard – сильно стараться]. Потому что я понимаю, что сейчас это моя основная занятость и я должен ее развивать.

 twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

Vk.com

Александр обучает свою аудиторию

Я дальновиден в какой-то степени. Понимаю, что рано или поздно может закончиться и комментаторская история, и стрим может повернуть куда-то не туда. Если хочешь оставаться на плаву, нужно постоянно заявлять о себе. Я не гонюсь за хайпом, хотя мог бы на каких-то вещах похайпить. Но мне это просто не интересно. Условно, я мог бы рассказать о том, как я разбил лицо одному популярному стримеру, но об этом говорить я не буду, хоть и мог бы, чтобы раскрутить из этого хайповую историю. Но это не мое. Я двигаюсь по своей стезе. Чтобы не растерять все то, что есть сейчас, я должен тратить большую часть времени на занятие этими штуками.

Насколько возросла популярность у тебя в Киеве после того, как ты стал «медийной» личностью? Как часто узнают люди на улицах?

На самом деле не так уж и часто. Меня узнавали еще и по музыкальной теме. Сейчас немного реже. Узнают, но, возможно, боятся подойти. На концерты я часто прихожу и меня часто узнают или специально ищут. Я достаточно открытый человек, не страшный и злой. Я вообще всегда готов сфоткаться, сделать рукопожатие, парой слов перекинуться.

 twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

Действительно, человек, которого не испугаешься в подворотне

С кем из киберспортивной тусовки ты хотел бы выпить?

Я вот с Dread’ом хотел выпить, и я эту историю благополучно осуществил. А так много с кем я хотел бы потусоваться. Я сейчас вообще мало пью. Хотя впечатление такое не вызываю, у меня такой образ просто. Но я уже не та тварына, чтобы так бухать. Я больше по китайским чаям.

С Ваней «Meleeman» было бы круто потусоваться, съездить в горный Алтай, например. Ваня там делал сходку сабов, насколько я знаю. С тем же Кексом можно было больше потусоваться, он частенько на геройским стримах зависает, было бы интересно с ним больше пообщаться. Те люди, с которыми я уже пересекся и которые мне интересны, как личности, наверное, я их назову. Но готов к общению всегда.

Поездка в Горный Алтай Meleeman’а

Стримерская тусовка достаточно интересная. Много неординарных людей. Но мне больше нравятся олдскульные ребята, а не те, что заскочили за хайпом. Я просматриваю конфу стримерскую частенько. Сам я там ничего не пишу, мне лень, в этом плане я очень ленив. Там ребята часто хвастаются своими сетапами, мониторами, железом. Это, конечно, круто. В техническом плане развиваться важно. Но многие заскакивают сюда поверхностно, чтобы по проторённой дорожке срубить бабла и хайпа. Мне с этими людьми общаться было бы менее интересно, чем с олдскульными ребятами. Хотя, возможно, и среди ньюскула будет интересно.

twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone 

Тот самый Адольф с SC2TV

Еще тусу WLG и SC2TV можно было бы собрать. С Адольфом можно было встретиться, он очень крутой чел, интересен. С такими ребятами можно было бы за рюмкой или кружкой чего-то крепкого перекинуться историями. Это было бы интересно для каждого из собеседников.

Вернемся к HearthStone. Ты говорил, что предыдущая мета была идеальная, сбалансированная. Что скажешь о ней после прихода «Бумного дня»?

«Бумный день» не стал плохим дополнением, но и хорошим я его не назову. Предыдущее дополнение было идеальное, за исключением того, что все-таки уменьшилось до максимума рандомная история. Для кого-то это плюс. Я считаю, что в HS должен быть такой перец, то, что подрывает, это круто. Это делает турниры более зрелищными.

twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone 

Последний аддон для HS – «Проект Бумного дня»

До «Бумного дня» мета достигла идеального состояния в плане киберспорта, винрейт был приближен для всех классов к 50%. Максимум кто-то достигал 60%. Все заиграны классы были, сейчас такого нет. Важное, что каждый из классов имеет максимально большое количество архетипов.

Сейчас этот элемент рандома немного вырос, что стало плюсом. Но перекос по классам прошелся. Мета стала более предсказуемой и нет какого-то простора для фантазии. Все может поменяться, ведь мета – это живой организм, который не стоит на месте. Возможно, еще какие-то колоды найдутся.

«Бумный день» плох в том плане, что очень мало появилось новых колод. Архетипов, которых раньше не было, нет. Здесь не угадали Bllizard. Самое главное, что игра не стала хуже. Очень сложно при таком жадном подходе компании, каждые 3 месяцы выпускать новое дополнение, сохранять интерес к игре. Они рискуют выпустить 1-2 плохих аддона и игра может скатиться.

 twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

Какая карта, по твоему мнению, самая сильная в новом дополнении, какая стала твоей любимой?

Самая сильная – это, наверное, «Озорная изобретательница» (5 маны 2/1), которая играется везде. Но она уже начинает сходить на нет.  

Самая интересная – если говорить про одну какую-то карту, то пусть это будет «Меха-К’Тун». Она может играться в разных колодах. Она не убер сильная, не об этом речь. Она дает возможность придумывать какие-то новые архетипы комбо-колод.

twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone 

Любимая карта Вольного формата?

Демон с предсмертным хрипом на призыв демона «Призыватель Бездны» и «Мал’Ганис», которые делали мой любимый архетип за всю историю HS – это мидрейж зоолок на демонах. Это было очень круто.

twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

twaryna, Саша Кравченко, Александр Кравченко, комментатор hearthstone

Музыкальные рекомендации от LEBED прошли отлично. Каким своим любимым плей-листом может поделится Twaryna для всех читателей esportnews.gg?

Да, конечно:

Огромная благодарность и respect Александру за интервью. Мы будем следить за дальнейшим развитием карьеры Twaryna и с удовольствием пообщаемся вновь!

Виктор «Victor_Snow» Ткачук специально для esportnews.gg


Понравилась статья - поделись с друзьями в соц сетях.


новые статьи