Ланет PLAY: «Игровой контент может приносить прибыль»
Редакция esportnews.gg пообщалась с представителями компании «Сеть Ланет». С недавних пор она занимается проведением турниров по PUBG в Украине, а также старается разивать киберспорт в стране.
Представьтесь, пожалуйста, чем вы занимаетесь, кто вы в этом проекте?
Меня зовут Олег Горбатко. Я работаю в компании «Сеть Ланет» редактором сценариев. В первую очередь я писал и снимался в выпусках новостей, а сейчас занимаюсь организацией турниров от «Сети Ланет» и планирую делать видео про киберспорт: новости, интересные события и прочее.
Олег Горбатко - редактор сценариев в «Сети Ланет»
Давайте для начала поговорим о Ланет PLAY в общем. Как создавалось подразделение? Зачем интернет-провайдеру собственная студия записи игровых новостей?
«Сеть Ланет» - это не только провайдер интернета, но и кабельного телевидения. У нас также есть приложение Ланет.TV, через которое люди со всей страны могут смотреть телевидение.
На этом же Lanet.TV у нас есть собственные каналы, их всего 6. Одним из них и является Ланет PLAY. Он создавался, как канал, где пользователи сети могли объединяться по своим интересам: проводились стримы, смотреть видео и т.п. Очень часто были комменты о том, что «мне очень нравится, как провайдер разделяет мои ценности». Именно эти ценности мы начали продвигать, когда я пришел на работу. Сейчас это выливается в то, что мы начали делать турниры.
Как долго уже существует Ланет PLAY и каких результатов вам удалось достичь за это время?
Он существует уже 2 года и уже больше года развивается игровой канал. Изначально там были только трейлеры игр и иногда проводились стримы. После появилась наша собственная передача «Ігрові теревені» - это были игровые новости, где мы разбирали какие-происшествия случились, какие игры ожидаются к выходу, по старым играм материалы были – много всего.
Ланет PLAY уже 2 года
Передача до сих пор выходит, просто она уже немного изменила свой формат – на чисто развлекательный контент. Если изначально мы хотели сделать именно новостную сводку, как ТСН, только про игры, то сейчас это уже более развлекательная передача.
Каких успехов достигли? Мы увеличили аудиторию на Facebook. Сейчас 26 000 подписчиков и аудитория постоянно растет, им много в чем нравится контент. Конечно, есть люди, которые пишут, что можно было улучшить, что им нравится и не нравится. Мы растем вместе с аудиторией и понемногу продвигаемся, раскачиваемся, не планируем останавливаться и хотим сделать скачок вперед.
Раньше мы достаточно медленно прощупывали аудиторию, хотели найти свою нишу. Мы год назад поставили цель – делать чисто украиноязычный контент, это бизнес-интерес компании. Мы ориентируемся на украинский рынок, и украинский язык – это один из факторов, который поможет контент локализировать и показывать именно тому кругу людей, который нас интересуют.
Принимая во внимание тот факт, что вы работаете уже более двух лет, и главной темой были именно обзоры казуальных игр, а не киберспортивных, у вас достаточно маленькая аудитория на YouTube, несмотря на очень качественный контент. Пока вас не очень много смотрят. Как ты считаешь, почему?
Мы стараемся сильно прощупать аудиторию, что именно ее интересует. Если посмотреть на зарубежные проекты, не только нашего восточного соседа, но и американские, и европейские, то видно, что контент, связанный с играми, имеет своего зрителя, который очень давно этим интересуется.
В Украине проблема состоит в том, что зритель привык получать контент на русском языке и они не ищут украинский контент, а если и ищут – то попадают на низкое качество. Очень часто его могут делать школьники или люди, что только начинают и не знают, что делать.
Поэтому они считают, что эта ниша вообще не развивается в Украине и они вообще ее не ищут. Наша задача – попробовать донести людям, что такой украиноязычный контент есть и он развивается. Мы пытаемся это делать. Если посмотреть старые ролики, то и в подаче материала, и в работе ведущего, в монтаже – во всем происходит прогресс. Наши показатели за последнее время начинают возрастать. Думаю, мы смогли найти ту тему, что интересна зрителю, так что мы планируем ее развивать.
Сколько людей сейчас занимается этим проектом и в каких ролях?
Давайте посчитаем: есть мой руководитель Кирилл, ведущий – Миша. Есть еще Юля, дизайнер, Саша – SMM-специалист, Оля Касьянова – одна из бывших авторов «Игронавтов», Таня – видеоинженер, Андрей – модератор, который работает удаленно с Переяслав-Хмельницкого. Также, когда нам нужно, мы можем задействовать другие кадры с «Сети Ланет».
У нас есть огромная поддержка со стороны директоров компании, благодаря им и появился Ланет PLAY. С их стороны есть интерес. Пожалуй, это одна из главных причин, по которой Ланет PLAY появился.
Чаще всего люди не видят в играх, киберспорте какой-то перспективы в связи с тем, что у нас сложилось мнение: если ребенок или, тем более, мужчина, играет в игры, то он впустую тратит свое время. Если в остальном мире люди понимают, что игры – это развлекательный контент, как чтение книг или просмотр фильма. Ты просто проводишь время так, как тебе нравится. С киберспортом также. Большое количество стран признали его официальным видом спорта. Теперь киберспортсмены едут на соревнования по упрощенному режиму, получают легче визы. У нас это понемногу нарастает. Молодое поколение знает, что такое игры. А донести до старшего– мы понемногу пытаемся. У нас уже есть много подписчиков, которым больше 30-ти лет.
Не мало и топовых киберспортсменов, кому около 30-ти лет. Пример - Данила «Zeus» Тесленко
Зачем было создано подразделение киберспорта?
Тему киберспорта я, как сценарист, начал развивать еще прошлой зимой, когда вел новостную рубрику про киберспорт: что происходило за последнее время и прочее. Некоторым людям она понравилась, но в последующем мы несколько раз реформировали передачу, пытались нащупать правильное направление и та рубрика, в итоге, выпала.
Но, в то же время, я постоянно работал над тем, чтобы полностью возродить ее в новом русле. Сейчас у нас идет улучшение студии в техническом плане, чтобы можно было выделить ресурсы для новой передачи.
Я всегда интересовался киберспортом и, пересматривая такие турниры, как PGI, у меня появилась идея: почему бы не попробовать провести собственный? Тем более недавно появилось обновление и теперь можно создавать кастомные сервера. Решили попробовать.
Чемпионы PUBG Global Invitational 2018 в режиме от 3-го лица - Gen.G Gold
Сначала у нас была просто идея поработать над комментированием турнира, но так как для игры необходимо минимум 32 человека на сервере, мы захотели провести фан-соревнование с условными призами. Пришли бы наши знакомые, друзья, подписчики, попробовали бы что-нибудь организовать.
Мы эту идею развивали, день-два, после я был у руководства и сказал, что мы планируем провести такой тест, посмотреть, что и как делается. Нам сказали: «А чего вы будете тестировать с такими призами? Кто на них придет? Если вы делаете это от «Сети Ланет», то сделаем все сразу качественно. Давайте сделаем призовой фонд в 25 ооо грн». И тут мы поняли, что все начало двигаться. Нужно было не просто тестировать, как оно, а готовиться на полную и проводить максимально качественно. Облажаться очень не хотелось.
Мы мобилизовали все, что у нас было и за 2 дня выпустили анонс. В страшном аврале проходила подготовка, но мы сделали все очень хорошо, учитывая столь короткий срок, почти без косяков, а если что и было – то мы оперативно все устраняли.
Почему для проведения первого турнира был выбран именно PUBG? Это одна из технически сложных дисциплин для организации турнира. Почему «Сеть Ланет», которая хочет продвигать массовый киберспорт, выбрала именно такую дисциплину?
Турниры по DotA 2, CS:GO и HearthStone сейчас проводятся довольно широко, их смотрит большое количество аудитории, так что просто взять с самого начала зайти в такие дисциплины, где уже есть признанные лидеры, конечно можно. Но у нас достаточно ограниченный штат, при чем, для проведения даже этого турнира мы привлекали дополнительных людей.
Только благодаря китайским фанатам PGI 2018 обогнал по просмотрам прочие крупные турниры лета
PUBG – это новая дисциплина, по которой мало турниров, прошел только PGI. Конечно, его сложно смотреть и комментировать, но мы решили тренироваться сразу на такой сложной дисциплине. Могу сказать, что у нас большая часть студии катет в PUBG. Мы знаем, что там происходит, нам это все близко. Именно поэтому решили начать с него. Опять-таки мы не планировали делать его мега-масштабным. Хотели провести просто скромный турнирчик на 40 человек, чтобы протестировать как это все происходит.
После оно все так завертелось, полученные результаты нас очень порадовали. В первый день, когда мы делали трансляцию, все очень нервничали, потели. Мы организовали полноценный «штаб». В соседнюю комнату убрали все барахло, оставили здесь только одну плазму для комментирования и протянули наушники. Все перетащили туда [в соседнюю комнату], заходишь и сразу заметно небольшое напряжение: все вспотели, у всех нервы на пределе.
Каждому приходилось брать на себя много разных задач. Я дополнительно занимался еще разными организационными вопросами, кому-то что-то отправлял, отписывал, что-то в таблицы заносил.
Помню, что за день до начала турнира продумывал с чего начнем эфир, что будем делать, а потом, когда вижу начало отсчета, надеваю петличку и наушники, у меня все напрочь вылетает из головы. Я сижу и просто начинаю импровизировать, понимаю, что сейчас могу зафейлить, завтыкать, начать молчать, но очень хорошо выступил мой коллега, у которого уже был опыт комментирования. Он очень быстро влился: пришел всего за час до трансляции, со всеми познакомился, поднял нам настроение. Уже до старта матча мы с ним отлично сработались.
Вы стримите на Twitch или на своем канале?
Мы стримим на нашем YouTube-канале и на канале Lanet.TV.
На канале YouTube выходят трнасляции турниров, прохождения игр и «Ігрові теревені»
Почему не Twitch?
Изначальная идея была продвигать контент на YouTube. Так было задумано еще 2 года назад. Некоторое время мы рестримили на твич, но это не пользовалось популярностью. В онлайне было или ноль, или один человек. У Twitch в Украине нет локализации и выбора языка по региону, так что находить украинские трансляции сложно. Пока не будет каких-то конкретных действий со стороны Amazon или Twitch, там сложно будет работать. Нам нравится эта платформа в том плане, как она задумана, именно для стримов игр.
Как ваш средний онлайн в общем и на турнирах?
На турнирах в оба дня было 143-160 людей, в пике – 187-189 человек. Средний по стримам – зависит от стрима, ведь у нас не один человек этим занимается на студии. Если это был неудачный стрим, зрителям игра не понравилась или еще что, до – 10 онлайн. Если игра нравится – то больше 20 человек может быть. Один раз, на знаю даже причину, у меня на стриме по Ведьмаку набралось в рандомный день без какой-либо рекламы около 60-70 людей онлайн. При чем они живые были, писали мне что-то. По количеству просмотров тоже вырос. Если в среднем 200-300, то тут 800 сразу.
Какой у вас был самый сильный факап во время первого турнира или какая-то смешная история, которая вам больше всего запомнилась?
История случилась с моим другом, Ярославом Шкетиком, комментатором. Он разговаривает на суржике, довольно забавно звучит, нам нравится, как он говорит. Можно сказать, что у него настоящая живая речь. Он вместо слова «хоча» говорил «хача». В чате людям это очень понравилось, каждый раз зрители кидали хештег #хача.
Ярослав и Олег комментируют первый турнир от Ланет PLAY
Сильных факапов, чтобы мы делали, не помню. Возможно, слабо объяснили командам правила игры. Один раз две команды объединились вместе, чтобы уничтожать остальных. Им, правда, это не помогло. Первая команда, всего из 2 людей, быстро сняла их. Но у зрителей это вызывало сильный хейт. При чем задержка с трансляцией у нас 10 минут. Как только это случилось, люди начали писать в чат «бан за тимминг». Мы им ответили сразу, но из-за задержки людям казалось, что мы их проигнорировали. Но мы объяснили, что все видим, результаты команд будут аннулированы и они не будут допущены на следующие турниры.
Когда проводили первый турнир еще не знали, будут ли следующие. Увидели уже после первого дня, что у людей есть заинтересованность в таком контенте, а мы можем проводить подобные соревнования. Так что мы сразу запланировали продолжение и не одно. К сожалению, не получается пока набрать достаточное количество участников. Возможно, мы выбрали не правильный формат команд, стоило начинать с одиночных матчей.
Как ты считаешь, почему вам не удается собрать участников? Призовой фонд в 50 000 гривен достаточно большой для Украины, учитывая, что на остальных турнирах награды могут выдаваться в виде ковриков для мышек, а не наличкой. Был ли у вас на турнире кто-то из про или семипро игроков?
Нужно понимать, что из этой налички еще налог нужно выплатить. Для нашей бухгалтерии это стало настоящей проблемой. Но как только мы узнали, что призовой фонд будет именно денежный, а не техника, мы решили не отступать от него. Когда люди понимают, что могут выиграть деньги, а не условную технику, их мотивация сильнее. У игроков будет желание следить за нами, подписываться на соц. сети наши, тренироваться и побеждать.
В своих соц. сетях Ланет PLAY часто проводит различные розыгрыши для подписчиков
Мы анализировали подобные турниры, что уже проходили в Украине. Из бывших призеров на первом соревновании никого не было, но на следующем уже есть несколько таких игроков. Они и на первом хотели поучаствовать, но не успели собрать команду до окончания регистрации.
Помню, обратились одни такие, что вот – мы призеры такого-то соревнования, вот фото, выкидывайте кого-то и берите лучше нас. Конечно, мы им отказали, ведь по правилам они не успели. Но они не уступали, некоторые даже писали зарегистрированным участникам: предлагали выйти с турнира, чтобы те могли попасть, а призовой фонд разделили бы напополам. Забавная ситуация была. Идеально набрать 70 игроков на турнир по 4 человека в команде плюс запасной игрок. Разные ситуации бывают, так что мы решили сохранить возможность сделать замены.
Не пробовали приглашать профессиональных игроков из киберспортивных организаций для лучшего пиара турнира?
Первое соревнование было тестовым, а планы на второе появились только во время его проведения. Пока у нас не было такой активности, чтобы приглашать другие команды. Тем более что у нас нет таких больших украинских команд, только Windigo Gaming могу вспомнить, где есть украинские игроки.
Мы ориентируемся именно на украинскую аудиторию, так что сложно подыскать игроков, которыми смогли бы пиарить турниры. Возможно, они появятся. Возможно, именно мы поможем им в этом. Ведь наша цель – популяризировать PUBG в Украине и популяризировать киберспорт на наших каналах. Если будут такие игроки в будущем, то мы непременно позовем их, и не только для промо, а для шоу-матчей. «Все против них», например.
Вот так проходил отборочный LAN-турнир на PGI
Не было идеи провести LAN-турнир?
Проблема в том, что с нашим форматом в 70 человек на карте, нужно иметь 70 топовых ПК. У нас столько компьютеров не наберется. Конечно, можно было бы договориться с большим клубом, арендовать его. Но у нас ведь не было опыта в проведении турниров. Сразу выходить в LAN было достаточно опасно. Если бы мы поставили настолько высокую планку, то тогда бы точно были бы факапы.
Мы потренировались, увидели перспективу, понимаем, что нужно доработать. В будущем, можно провести LAN. Но пока мы знакомимся с киберспортом, чтобы зрители начали ассоциировать нас с турнирами, играми.
Чаще всего на PUBG работает много обсерверов: от 4 человек на одной карте, а на PGI вообще было 12. Сколько у вас было обсерверов и насколько сложно было им работать в первый раз?
Мы планируем провести апгрейд технической составляющей. Это будут мощные ПК для обработки аудио, видео, рендеринга и прочее. У нас сейчас есть сильный компьютер-сервер с мощным процессором, видеокартой, он использовался для стриминга. Для обсерверов мы выделили более простые игровые компы и один монтажный. Так что у нас было только 2 обсервера. Планируем расширить их количество до 4, нужно их только найти.
Нам после турнира начали писать разные комментаторы. При чем не только по PUBG, но и по DotA 2 и CS:GO, свои идеи предлагали. Планируем расширить количество комментаторов.
Возможно, вы слышали про канал Alex_D20. Он к нам приедет и вместе со мной будет комментировать один турнир. Это была его инициатива. Он принимал участие в первом турнире, после чего списался с нами, сказал, что не является киберспортсменом, но ему нравится подобная активность и он хотел бы поработать комментатором. Мы только за, если человек сам этого хочет.
"Ламповый" стрим от Alex_D20
Какой ваш следующий шаг в киберспортивных турнирах?
Пока идею с PUBG mobile мы отбрасываем, ведь его сложнее обсервить. А вот другие турниры по Fortnite, CS:GO, Quake рассматриваем.
Возможно, в ближайшее время сможем провести турнир по Fortnite. Это, пожалуй, такая дисциплина в которую мы могли бы зайти, имея опыт уже проведенных турниров. Конечно, там совершенно другие правила. На Summer Skirmish вообще каждую неделю были новые правила. Возможно, мы сделаем какой-то один сценарий и по нему будем идти. Но это еще не скоро. А вот Quake, подумаем.
Насколько перспективно брать Quake Champions? Сколько людей получится собрать на такое соревнование?
Для начала стоит сказать, что Quake является одной из самых первых киберспортивных дисциплин. Есть все еще много людей, которые катают в Quake III. Он до сих пор интересен игрокам. Я встречал в 2014-2015 году людей, которые на современных ПК катают в игру и наслаждаются этим.
Quake III до сих пор пользуется популярностью у фанатов
Когда появилась Quake Champions, многие люди на нее перешли. Не скажу, что будет огромная заинтересованность в турнирах, чтобы их смотреть, но точно будет интересно принять участие. Главное будет связаться с геймерами. Если мы будем связаны с киберспортом, то это будет намного проще. Чаще всего турниры по Quake проводят 1 на 1, так что, я думаю, будет проще найти участников. Но пока это все в теории.
Сейчас Quake Champions стал бесплатным. Я думаю, что это может быть именно тем толчком, который привлечет большее количество людей. Тем более игра динамичная, зрителям будет интересно смотреть.
Ты говорил, что хочешь снимать видео про киберспорт, запускать киберспортивных канал. В каком формате ты себе его сейчас представляешь, о чем будете рассказывать и где брать контент?
Сейчас проходит огромное количество турниров, почти каждый день, а на выходных – это просто ужас. Когда я интересовался всего несколькими дисциплинами, то мог находить инфу по нескольким событиям.
Сейчас, когда смотришь на всю картину, то видишь столько хаоса. Обычному человеку, которого просто интересует киберспорт, игры или он делает ставки, очень сложно понять, что и где происходит. Именно такого формата передачу я и хочу сделать. Буду сам себе режиссером, сценаристом, чтобы рассказывать обо всем, что интересного проходило или будет проходить, какие-то интересные истории от киберспортсменов, о которых мало кто слышал.
Сейчас на YouTube выходит «Ігрові теревені» - шоу, посвященное играм
Мне бы хотелось что-то такое видеть на YouTube и на всех наших платформах. Сейчас у нас люди заходят на более стандартные каналы «1+1», ICTV и прочие, а наши только начинают открывать. Тем более, что там нет круглосуточного вещания. Мы будем их развивать. Хотелось бы показывать там записи проведенных стримов, возможно, приглашать стримеров, которые могли бы вести трансляции параллельно со своей платформой. Тогда, люди бы подтянулись.
Занимаешься своими делами по дому, включил Ланет PLAY, а тебе рассказали и про новые игры, и как прошел какой-то турнир. Раньше ради этого и включали «Игронавтов», чтобы слушать новости, а не смотреть.
Какие коммерческие цели компания ставит перед Ланет PLAY? Хотите ли вы на этом зарабатывать? Почему «Сеть Ланет» решила вложить средства в такой проект и как вы собираетесь их возвращать?
Это маркетинговый ход. Пользователи одобряют, когда компания разделяет их ценности. Я познакомился с большим количеством абонентов, которые смотрят наши трансляции и любят это. Конкретные цели у нас постоянно меняются. Штат увеличивается, так что с каждым разом планка повышается.
Наша студия считает, что игровой контент может приносить прибыль. Мы можем выпускать его чисто у нас, делать его качественным и канал будет интересен зрителям. Это может привлекать их в нашу сеть. Мы можем продавать наш канал для других кабельных сетей.
Насколько ты считаешь реалистичной возможность реализации проектов, связанных с киберспортивной индустрией в Украине? Возможно, вы ориентируетесь на кого-то за рубежом?
Чаще всего такие проекты, игровые шоу, канал, это был энтузиазм одних людей, которые получали инвестиции от других людей. При чем, наугад: выстрелит или нет, никто не знает. Причина неудач таких проектов, я считаю, заключалась в том, что по началу был энтузиазм или какие-то положительные результаты. Но как только развитие останавливалось, инвесторы могли просто уходить, а каналы – закрывались.
Последний, 250-й выпуск «Игронавтов»
У нас все прозрачно. Все знают, кто такие «Сеть Ланет», и, если мы закроем проект, то только потому что это никому не интересно. Но сейчас мы видим совершенно иную тенденцию. ТВ каналы в Украине также замечают это. Если молодежь и хочет смотреть телевизор, то не передачи для пенсионеров.
На «Видеожаре» была представительница StarLadder из отдела маркетинга и она назвала цифру в 5 млн уникальных зрителей с Украины на всех турнирах от организации по дисицплинам PUBG, CS:GO, HearthStone. Такое количество пользователей – действительно большая аудитория, можно создать прибыльный проект. При чем, не нужно иметь большую студию. Иногда хватает несколько заинтересованных людей, которые будут более организованны.
Чаще всего это делается игровыми журналами или изданиями, но есть много контента, что создается энтузиастами, «диванными блогерами», за который они получают деньги. Если мы можем сделать это более профессионально, то почему бы и не заработать на этом. Путь инвесторы не рассматривают этот проект, как что-то прибыльное, но никто не думал, что биткоины смогут выстрелить.
За рубежом чуть проще: люди привыкли к системам подписок, к тому, что нужно заплатить за хороший контент. У нас же аудитория преимущественно рассматривает контент, как что-то бесплатное. Как монетизировать подобные проекты?
Модели платного контента появились благодаря той глобализации, что нам дал интернет. Раньше контент создавался локально, для своей аудитории. Сейчас не обязательно делать такой контент платным.
Объем доходов от киберспорта и количество зрителей
Отлично подойдет пример Twitch. Ты можешь зайти практически на любую трансляцию и посмотреть любую запись бесплатно. Конечно, можно подписаться на стримера и сделать донат, но это не обязательно. Чаще всего стримеры зарабатывают не от доната, а от инвесторов. Работа со своей аудиторией также дает свои плоды.
У нас широко распространена идеология пиратства и на людей странно смотрели, если они покупали игры, а не скачивали. Но все меняется, финансовая культура меняется. Современному поколению можно показать, что подписка и донат стримеру помогает создавать качественный контент. Умные инвесторы начинают это понимать: поддержка стримеров/блогеров, тематических медиа положительно влияет на развитие бренда. Пока в Украине это не выгодно, но в перспективе непременно станет. Если ты хочешь существовать не год, то нужно занимать те ниши, что в будущем будут перспективны.
Как вы подходите к подбору персонала, где ищите людей? Сейчас в индустрии есть 2 альтернативы: нанимать людей, связанных с киберспортом, или профессионалов, но далеких от гейммира. Какой у вас подход?
Я думаю, привлечь играми профессионала, который умеет делать трансляции проще, чем из геймера сделать профессионала. В медиа-бизнесе сложно выжить самому, приходится с кем-то объединяться, сотрудничать.
Как у вас обстоят дела в плане партнерства с другими компаниями: с кем уже сотрудничаете, с кем планируете? Насколько сложно это делать украиноязычной команде, ведь киберспорт в Украине больше ориентируется на CIS регион, который, в большинстве, русскоязычный?
У нас уже есть один партнер – интернет-магазин «Фундук». Компания «Сеть Ланет», как и «Фундук» появилась от компании ROMSAT, что занималась производством техники. Это украинская компания, где работали раньше наши директоры, мой руководитель там был. Они имеют общую историю, общих инвесторов, практически, общий бизнес. У нас с ними простые партнерские соглашения. С другими нам интересно сотрудничать, если они нам могут что-то дать. Были компании, что предлагали партнерство, обещали золотые горы, но не выполняли обязательств.
Первый партнер турниров от «Сети Ланет» - интернет-магазин Funduk
Сколько стоит содержание студии и скольком пришлось вложить денег для старта?
Сложный вопрос. Не дешево. Все оборудование достаточно дорогое. Плюс нужно современное ПО для трансляций. Мы используем, за редкими исключениями, vMix вместо OBS Studio. Используем нашу технику. Сложно сказать, сколько денег на это уходить.
Если все это подсчитать, то выходит очень много. Точно меньше $1 млн. [V1lat заявлял, что стоимость содержания его студии составляет около $1 млн. прим. редактора]. Точно несколько миллионов гривен, но в долларах не подскажу. Дорого. Профессиональное оборудование всегда дорогое. При этом блогеры могут снимать свой контент на камеру iPhone и имеют огромное количество подписчиков, хоть, с профессиональной точки зрения, его качество очень низкое.
На твой взгляд, есть ли будущее у украиноязычного киберспорта?
У Na’Vi, C9, Team Liquid есть несколько подразделений в разных киберспортивных дисциплинах, в каждой из которых могут играть люди разной национальности. Сложно организации привязать к стране. Люди любят смотреть за «своих» ребят, но и любят, когда «свои» побеждают. Но сложно содержать команду в одной национальности, из-за этого и появляются интернациональные составы, чтобы он был сильнее.
Если посмотреть на международные соревнования, то можно увидеть множество украинцев в зарубежных составах. Украинские команды, конечно, будут появляться новые, но вряд ли они будут побеждать в ближайшие 5 лет из-за нехватки финансирования.
Одной из новых украинских команд стала Odium с LIL'ом. Посмотрим, как долго они смогут продержаться на плаву
Три совета людям, которые хотят начать стримить профессионально.
- Нужно придумать, чем ты можешь заинтересовать свою аудиторию. Я в первый раз стримил первого Ведьмака. Я люблю книги Сапковского, мне была интересна эта тематика. Думал, что буду волноваться и ничего не выйдет. Но я посмотрел, что людям зашло. Нужно искать аудиторию, которой контент зайдет.
- Не стоит волноваться вообще. Все эмоции очень легко передаются зрителям. Всякое может раздражать или нервировать. Для начала можно просто поговорить со зрителями, обсудить. Аудитория может поддержать тебя, если нужно. Можно посмотреть мемчики, коубы, чтобы зарядиться положительной энергией. Люди ищут позитив. То, какие эмоции ты передаешь, главное.
- Нужна практика, чтобы стать профессионалом. Все топы начинали с чего-то, что сейчас никто бы не смотрел. Своим трудом можно достичь много. Не стоит опускать руки и успех придет. Я часто общаюсь с украинскими стримерами. Им в начале было сложно, нужно было найти мотивацию. Кто-то может сам себя мотивировать, а кто-то нуждается в поддержке со стороны.
Автор: Дмитрий "S@tAn45" Косенков специально для esportnews.gg