Strike, Юрий «Strike» Терещенко, Strike WePlay

Юрий «Strike» Терещенко: «Хотел перейти в WePlay! вдвоем с коллегой»

Мы пообщались с Юрием «Strike» Терещенко, комментатором CS:GO студии WePlay!. Он рассказал о начале своей карьеры, причинах ухода из StarLadder и о том, будет ли Weplay! бороться за право освещения мейджора.

Ты начал работать комментатором после окончания профессиональной карьеры игрока? Почему выбрал именно это направление?

После завершения игровой карьеры у меня была длительная пауза. Были раздумья о том, чем же буду заниматься. Пробовал себя в журналистике, делал обзоры киберспортивных событий.

И вот в один момент мой знакомый Паша (его никнейм skif), сотрудник «Киев Киберспорт Арены», посоветовал меня своему руководству: «Попробуйте Юру в качестве комментатора».

Начинал я со второй позиции. Нас было двое: комментатор и я в роли аналитика. И хотя себя я на комментаторской позиции не видел, но был готов пробовать.

Раз уж ты упомянул, что работал журналистом, расскажи интересную историю из этого этапа твоей карьеры.

В 2009 году у нас была вылазка в Казахстан в качестве журналиста-обозревателя на Arbalet Cup. Попал я туда по невероятному стечению обстоятельств. Абсолютно все ребята, которые работали тогда в «Киев Киберспорт Арене» и занимались освещением турниров и комментированием, не имели загранпаспортов. И здесь мне повезло: я бывал за границей, когда ещё играл, и документы у меня были в порядке.

Ранее ты отмечал, что в начале комментаторской карьеры твоими «слабыми местами» были работа с голосом и эмоциональная подача. Как решал эти проблемы?

Я понимал, что у меня нет никакого ресурса, нет знакомых, которые могли бы с этим помочь, поэтому я обратился к Google — и пошло-поехало. Все фильтровал, находил самые полезные для себя статьи в Интернете, которые рекомендовали знакомые мне по индустрии люди. На самом деле в Сети есть более чем достаточно информации для совершенствования себя как комментатора. Главное — это желание и амбиции, а дальше — работа и еще раз работа над собой.

Strike, Юрий «Strike» Терещенко, Strike WePlay

Пресс-служба WePlay! Esports

«Главное — это желание и амбиции»

Киберспорт — это всегда история о нетворкинге. Три встречи, которые сильнее всего изменили твою карьеру?

Одна из таких встреч — это первый капитан команды A-gaming Сережа «enix», человек, который кардинально поменял мое отношение к Counter-Strike. Он показал, что это не только игра, но и что-то большее, заставил переосмыслить некоторые моменты.

Strike, Юрий «Strike» Терещенко, Strike WePlay

ВКонтакте

Сергей «enix» Литвиненко

Вторая встреча — с Романцовым Романом Сергеевичем, который был моим первым работодателем в сфере киберспорта. В какой-то момент он поверил в меня и доверил присутствие в CS-отделе, в котором на тот момент было всего три человека. И хотя сотрудников постоянно дергали на другие дисциплины, мы вместе с Игорем «SL4M» Соповым вдвоем закрывали полностью Counter-Strike.

Третье знакомство? Тут сложнее. Давайте считать самые-самые, и пусть останется два. Если сравнивать возможности коммуникации сейчас и в начале моей карьеры, то это абсолютно два разных мира: тогда ты мог встретиться и пообщаться с людьми только вживую на глобальных турнирах, а сейчас это можно делать ежедневно, несмотря на большие расстояния.  

Самый запоминающийся матч в твоей комментаторской карьере?

Непростой вопрос. Матчей, которые мы комментировали, в какой-то момент стало уже настолько много, что выделить один сложно, но можно: наверное, это финал Gambit против Immortals. Gambit тогда выиграли и стали чемпионами мейджора, и мне это запомнилось, хотя сама встреча была так себе.

Еще вспомнилась очень крутая игра Fnatic против Team LDLC в полуфинале мейджора. Fnatic на Overpass проигрывали первую половину со счетом 13:2 или 12:3, перешли на сторону террористов и проиграли пистолетный раунд, но продемонстрировали невероятную подсадку, с помощью которой они просто уничтожили французов. После этого Team LDLC подали протест. Официально подсадка не была запрещена, но комьюнити посчитало, что она была  действительно инбалансной и очень повлияла на ход той игры. Fnatic были максимально дисциплинированы, они снялись с турнира и французы прошли дальше.

В будущем хотелось бы откомментировать финал, в котором Na'Vi выиграют мейджор, если это вообще когда-то случится.

Кроме Counter-Strike у тебя был один опыт работы в студии Dota 2 на квалах к The International 2017. Сложно ли было перестроиться после CS на другую дисциплину?

Сейчас, конечно, у меня информация по Dota 2 просела, но на тот момент ничего пугающего для меня не было. В Dota 2 я в свое время играл долго и довольно хорошо. К тому же у меня есть круг друзей, которые гуру в Dota — это Resolut1on, ALWAYSWANNAFLY, ХВОСТ.

Strike, Юрий «Strike» Терещенко, Strike WePlay

StarLadder

Список кастеров на квалификации к The International 2017

Почему не пробовал больше работать с другими дисциплинами?

Я люблю Counter-Strike.

Почему решил уйти со StarLadder?

Это было самое сложное решение. В качестве сотрудника StarLadder я уже прокомментировал порядка четырех финалов мейджоров. Если вспомнить все матчи, которые мы комментировали, их наберется много. Мы провели крупный LAN в Минске со StarLadder, и это, пожалуй, самый вау-эффект, который дал мне StarLadder. Конечно же, финалы мажоров, на которые StarLadder покупал права, тоже стоит сюда отнести — за это огромный респект. Но за последние полтора года примерно никакого роста не происходило, ощущался карьерный застой — это когда ты чувствуешь, что «все, я уже в какой-то клетке, меня держат, но хочется чего-то нового, хочется новых вызовов». Так я понял, что нужно уходить.

Как ты решился перейти в WePlay!? Ты сам вышел на студию или были предварительные договоренности еще до окончания контракта со StarLadder?

К моменту окончания контракта у меня было как минимум два хороших предложения, и оба были достойными, но предложение WePlay! оказалось более заманчивым.

Я увидел офис, побывал внутри и в какой-то момент окунулся в «виплеевскую» атмосферу. Плюс меня приятно удивила масштабность проектов. Многие думают, что WePlay! — это маленькая компания, но на самом деле это не так: компания уже достаточно крупная, и это при том, что у WePlay! все только начинается.

Strike, Юрий «Strike» Терещенко, Strike WePlay

Пресс-служба WePlay! Esports

WePlay! умеют создавать атмосферу

Еще меня подкупил подход к сотрудникам: ведется работа по развитию талантов, кастеров и аналитиков, и это именно то, чего так не хватало в StarLadder, хотя мы долго добивались подобной системности. Отношение к персоналу, подход к работе здесь мне очень напоминает практику крупных европейских компаний, например, того же DreamHack. Как раз год назад я побывал в их студии в рамках Join The Republic и увидел, как работает крутой продакшн, поэтому когда увидел что-то подобное в Киеве, то уже особо не раздумывал и практически сразу согласился.

Strike, Юрий «Strike» Терещенко, Strike WePlay

YouTube

Sl4m и Strike - были одни из лучших дуэтов комментаторов

Правда, был единственный сложный момент: я хотел перейти в WePlay! вдвоем с коллегой, но не сложилось...

Почему так случилось? После твоего перехода многие уже ждали Sl4m в WePlay!. Почему он решил остаться?

Я не знаю ответа на этот вопрос. Повторюсь, я бы очень хотел, чтобы Игорь перешел со мной в WePaly!, но есть какие-то весомые причины, почему он решил остаться.

В момент, когда ты приходил в WePlay!, в плане Counter-Strike эта студия была практически пустая — она еще не провела ни одного турнира, не имела прав на трансляции. Не казалось ли тебе это шагом назад в плане масштаба освещаемых соревнований или это тот момент, когда нужно сделать шаг назад, чтобы потом сделать два вперед?

Да, именно второй вариант. У компании очень большие амбиции. Стоит понимать, что она позиционирует себя не только как студия, но и как турнирный оператор. Это то, о чем мы говорили при знакомстве — что мы будем делать в дальнейшем, откуда будет браться контент.

Самый первый шаг — это WePlay! Lock and Load, онлайн-турнир по CS:GO с интересным списком команд, и мы его сделали. Там не было tier-1, но было интересно. В дальнейшем, я очень надеюсь, у нас будет крупный LAN с tier-1 командами.

Ты не раз говорил, что хотел бы поработать на LANе мейджора. И вот буквально через несколько недель после твоего ухода StarLadder объявил о проведении мейджора в Берлине. Не было внутренней обиды, мол, вот ушел в неподходящий момент, и они сразу организуют мейджор?

Конечно, мне немного обидно, но это одна из тех ситуаций, которые делают нас сильнее. Наверное, независимо от того, получил бы StarLadder мейджор или нет, я бы хотел уйти.

Одна из глобальных целей, которую я ставил для себя, будучи сотрудником StarLadder — получение прав на проведение мейджор-турнира. Никто не верил, что такое может произойти и что компании из СНГ-региона доверят организацию соревнования подобного масштаба, но это случилось. Согласно условиям Valve, мейджор должен быть организован в Европе или США, и был выбран Берлин.

Будет ли WePlay! бороться за права на трансляцию/проведение мейджор-турниров?

Однозначно будем бороться, потому что планы у WePlay! масштабные, но пока у нас три кастера: Саша Enkanis, Леша yXo и я. Соответственно, если мы получим какую-то крупную лигу — будь это ESL Pro League или Blast Pro Series, нам понадобится кадровое подкрепление :).

Strike, Юрий «Strike» Терещенко, Strike WePlay

Пресс-служба WePlay! Esports

Тройка комментаторов WePlay!

То есть в будущем WePlay! планирует расширять пул кастеров? Кого бы в таком случае ты хотел видеть в студии?

У меня есть некая глобальная мечта — чтобы русскоязычная студия шла по сценарию развития, похожему на то, как это происходит у англоязычных кастеров: у них есть единый пул талантов, который формировался на протяжении какого-то периода. В составе этого пула лучшие комментаторы, аналитики, интервьюеры и ведущие, и он особо не меняется.

Все они достаточно однотипны, и новых людей среди них можно увидеть редко. Лично я не против ротации и новых кадров, и, как по мне, для людей, которые смотрят русскоязычные трансляции, было бы интересно, если бы каждый турнир освещали лучшие комментаторы. В СНГ хватает профессиональных комментаторов, но, к большому сожалению, все они связаны студийными контрактами. И хотя время от времени они пытаются сотрудничать, но потом между студиями периодически возникает конфликт интересов, и в итоге страдает зритель.

Strike, Юрий «Strike» Терещенко, Strike WePlay

Coub

Возможно, мы ещё сможем услышать этот дуэт

Если бы сейчас тебя пригласил StarLadder комментировать мейджор, тебя бы отпустили? Пошел бы?

В WePlay! меня вряд ли отпустят, но при этом у меня есть догадка, что и StarLadder меня комментировать не позовёт, хотя если бы пригласил, то я бы поехал с удовольствием. И к RuHub я бы поехал, точно так же, как принял бы некоторых ребят и с RuHub, и со StarLadder, если бы мы обладали правами на освещение какого-то глобального события.

Давай немного поговорим о форматах WePlay!. Все хвалят студию за ее неординарный подход к продакшну и формату турниров. Участвуют ли комментаторы в подготовке сценариев, концепции, или это идет исключительно от сценаристов, креативной команды?

Мы можем принимать активное участие в собраниях, перед нами никто не ставит забор. Можем прорабатывать вместе концепцию, направление, но все эти фишки на трансляциях, оформление студии и прочее — это все на нашей креативной команде, а у WePlay! она просто огонь!

Ты считаешь, киберспорт — это в первую очередь спорт или все-таки шоу?

У меня часто возникают подобные дискуссии с людьми, которые только совсем недавно узнали про подобную сферу. Лично я, как бывший про-игрок, считаю, что это спорт. Шахматы — это спорт. Ты двигаешь фигурками, но при этом это спортивная дисциплина, достаточно популярная. Керлинг — это тоже спорт. В киберспорте есть все: здесь есть и элемент шоу, и момент спорта. Киберспорт —  это спорт будущего.

В таком случае не дискредитирует ли в глазах нейтрального зрителя такой перекос в сторону шоу на турнирах WePlay! спортивную составляющую киберспорта? Ведь в любом виде спорта уже есть устоявшиеся форматы студий освещения, аналитики.

На самом деле WePlay! не уходит от формата аналитики. В рамках наших турниров происходит все то же самое, что и в обычных студиях, но при этом мы выделяемся оформлением, определенным антуражем, ламповостью, если угодно.

Зрители думают: «В чем прикол? Почему сегодня студия в виде тренировочного лагеря? Видно, что это люди, которые пришли с новым видением». Если это тренировочный лагерь, то в эфире непременно будут шутки по теме и интерактивы, которые связаны непосредственно с концепцией ивента. При этом в студии аналитики мы говорим о матчах и турнире. По факту: мы просто добавляем к аналитике антураж и делаем его более живым и интересным.

Чего сейчас, по твоему мнению, не хватает CS:GO студии WePlay!? Над чем еще работаете?

Нас пока только три человека, и это непосредственно сотрудники студии WePlay!, хотелось бы видеть больше людей в команде. Так, например, в рамках Forge of Masters WePlay! League у нас работает три кастера, они же аналитики, и один ведущий.

Чего не хватает студии? Прав на трансляции. Будут права — все будет еще круче.

В такой обстановке проходил турнир от WePlay - Valentine Madness DOTA 2

Большая часть комьюнити хвалит ваши турниры за креатив, но есть и те, кому такой подход не нравится. Как ты реагируешь на подобную критику? Хотел бы что-то сказать хейтерам?

У каждого есть право на личное мнение, и то, что нравится мне, не должно нравиться кому-то еще. Так было всегда: были хейтеры и были люди, которые поддерживали и восхищались проделанной работой.

Как WePlay! работает с комментаторами? Нанимает сторонних специалистов для обучения?

У нас есть курс, он называется «Сценическая речь», его ведет специальный человек. За все время было огромное количество занятий. Здесь есть все то, чего я хотел: чтобы талантами занимались, были заинтересованы в нашем развитии. Даже когда у нас в WePlay! нет ивентов, мы все равно регулярно придумываем контент, ходим на занятия, повышаем личное мастерство, поэтому я супердоволен.

Как происходит процесс творческой притирки к уХо и Enkanis? Есть ли какие-то сложности?

Действительно, есть моменты притирки, ведь у Саши и Леши есть какие-то наработки, так как они работали очень долго в связке, но для меня это не проблема — я уже чувствую себя как рыба в воде.

К Lock and Load ты снялся в пикантном ролике с тремя девушками. У тебя был интересный образ мачо, соблазнителя. Девушка не ревновала к такому образу? Не было конфликтов дома?

Дома все это воспринималось не лучшим образом, особенно постельная сцена, в которой я был задействован — получил пару плотных лещей, но потом все было хорошо.

Ты — спортивный человек, увлекаешься футболом. Никогда не подначивали друзья где-то в баре или дома прокомментировать футбольный матч для них?

На самом деле я комментировал даже турнир по FIFA, украинские квалификации на чемпионат мира. Кажется это был какой-то кальян-бар, где я все это дело комментировал, но я не уверен. Чтобы быть суперкрутым комментатором, ты должен иметь мешок воспоминаний о чемпионах ЛЧ, ЧМ, ЧЕ, Золотых мячах — вся эта информация должна быть в голове. Нужно быть маленькой футбольной библиотекой, которая должна говорить о футболе, разбираться в нем.

Напоследок посоветуй читателям что-то из своего любимого — это может быть книга, музыка, фильм и т.п.

Я бы посоветовал книгу, которая мне понравилась — «Продавец обуви» о компании Nike. Интересная книга, очень легко читается. Советую и тем, кто не особо любить читать — там не так уж много страниц.

Автор: Дмитрий «S@tAn45» Косенков специально для esportnews.gg


Понравилась статья - поделись с друзьями в соц сетях.


новые статьи