esportnews branding
Gromjkeee, Герман Громов, комментатор CS:GO, комментатор RuHub

Герман «Gromjkeee» Громов: «Оцениваю себя пока что на 3 из 10»

Редакция esportnews.gg пообщалась с новым комментатором студии RuHub по CS:GO и узнала, почему умер Point Blank, каким должен быть комментатор и когда проиграет Astralis.

Как ты начал играть в Point Blank и почему выбрал этот FPS, а не более популярный CS?

Изначально я играл в Counter-Strike 1.6. Начал еще в 2004 году, когда был совсем малым. Потом знакомый говорит: «У меня есть диск Point Blank (тогда она ещё на диске была). Новый шутер вышел, попробуй». Я был заядлый каэсер, подумал: «Что ты мне за змею подсовываешь?», но согласился попробовать. Немного поиграл, но что-то не зашло. Пару раз за неделю зашел, а потом думаю: «Нет. Всё. Не очень хорошая игра, она мне не нравится от слова «совсем». Пошел обратно в КС.

Gromjkeee, Герман Громов, комментатор CS:GO, комментатор RuHub

vk.com

Герман времён игры в Point Blank

Проходит какое-то время, буквально через месяц-полтора решил ещё раз попробовать. Думаю, может какое-то обновление вышло. И со второго раза она сама по себе цепанула своей динамичностью, непохожестью. Это какая-то смесь CS 1.6 и Unreal Tournament 2004 года. За счет своей мобильности, динамики она меня, хоть и со второго раза, но цепанула.

После Point Blank не тянуло вернуться к CS?

Я лишь немного поигрывал в Counter-Strike. Профессиональная деятельность уже завязалась именно на Point Blank, даже не задумывался, что надо пересесть на CS:GO. Я надеялся на какое-то светлое будущее в этой игре, у меня хорошо получалось. Думал: «Вот сейчас еще турниры будут, такие же призовые, как в CS». У нас изначально были призовые больше, чем у того же Counter-Strike в рамках StarLadder, когда только первый сезон вышел в свет. Так что я не видел смысла менять дисциплину.

Хайлайты выступлений на про-сцене

Point Blank не удалось стать успешной дисциплиной, хоть некоторое время она и показывала неплохие результаты по просмотрам, уровню турниров и количеству аудитории. Как ты думаешь, почему сейчас она малоизвестна?

В Point Blank поиграли абсолютно все, кто только может. Она очень известна и её знают практически все. Она упала из-за отсутствия апдейтов, обновлений каких-то элементарных вещей: движок игры, механика, каких-то суперклассных фишек, как компендиумы и т.д. Не хватает free-to-play, много очень доната. Корейцы из Zepetto, производители этой игры, не шевелятся для того, чтобы сделать хоть что-то годное для юзеров. Игре не из-за чего жить, её не подпитывают ничем. Просто выпускают карты, максимум новые разновидности девайсов. Как таковая игра не меняется с 2009 года.

Игра живет за счёт донатов, за счёт мелких турниров. Проходят мировые чемпионаты так или иначе. Самый большой призовой – это PBIC, Point Blank International Championship. на нём разыгрывается каждый год $100 000, а есть еще PBWC, Point Blank World Challenge, на нём $50 000. Вот только эти два крупных турнира в году и всё. Есть ещё внутриконтинентальные: в СНГ внутренний турик, где-то там в Бразилии, Индонезии, Таиланд, Турция и т.д.

Gromjkeee, Герман Громов, комментатор CS:GO, комментатор RuHub

ESC

Статистика просмотров матчей PBIC совсем далека от грандов киберспорта

После того, как ты закончил карьеру киберспортсмена в Point Blank, не хотелось продолжить в CS:GO? У тебя ведь есть навыки игры, опыт выступлений на LAN-финалах.

Я закончил карьеру игрока, когда ушел в армию, в 2014 году. После пришёл и понял, что надо работать. Деньги откуда-то надо черпать, а пока я встал бы на ноги в этом CS, прошло бы ещё какое-то время, даже не факт, что выстрелил бы. Все-таки, когда я в 2015 году пришел, была большая конкуренция. Выбиться не то чтобы в тир-1, но и в тир 2-3 было очень проблематично.

На тот момент мне уже было 23-24 года: возраст такой, когда я должен зарабатывать деньги и на что-то жить. Плюс ко всему у тебя есть девушка, с которой надо ходить в кино, гулять. Поэтому я начал устраиваться на работу, практически попал в ментовку, но завалил там последний медосмотр.

Gromjkeee, Герман Громов, комментатор CS:GO, комментатор RuHub

vk.com

Герман в армии

Сразу на следующий день позвонили с «Иннова» и нынешний начальник Паша «AndrieL» Максимов предложил попробовать себя как комментатор. Я был очень медийной личностью в Point Blank, много интервью с моим участием было и т.д. Предложили покастить и вот так всё затянулось на 2 года 8 месяцев.

Насколько на то время это казалось перспективным? Ты искал надежное и стабильное место работы. Соответствовала ли этим требованиям работа киберспортивного комментатора?

Я видел в комментировании огромную перспективу и замену моему прежнему ремеслу.  При этом так или иначе оставался в киберспорте. Им очень давно болею, слежу за многими дисциплинами. В каких-то шарю больше, в каких-то меньше. Я понял, что это отличный плацдарм, чтобы развивать комментаторские навыки и идти куда-то выше. Это как раз отсылка к тому, как я в итоге стал комментатором RuHub. Это оттуда все еще началось. Если бы не AndrieL, то вероятнее всего, меня и не было бы, как комментатора.

Gromjkeee, Герман Громов, комментатор CS:GO, комментатор RuHub

vk.com

Павел «AndrieL» Максимов

Ты 2 года 8 месяцев комментировал Point Blank, а сейчас перешел на CS. Что повлияло на смену дисциплины? Почему выбор пал на Counter-Strike? Тебя позвали туда или самому захотелось?

На самом деле Counter-Strike мне всегда был очень близок. Я также еще любитель в Дотку покатать. Но, чтобы комментировать её, нужно очень много практиковаться именно в этом жанре. Я планирую комментировать Dota 2, но точно не в ближайший год, полтора.

Что повлияло изначально на мое решение? Это то, что я пробил потолок Point Blank. Причем, кстати, не только-только, а пробил уже давно. Просто, как мне кажется, я полноценно уже созрел, плюс ко всему так сложились обстоятельства, что появилась возможность. Я отправил записи своих работ, меня позвали на тест. В итоге, вроде как понравился. Произошло все очень быстро, буквально за несколько дней от комментатора Point Blank до Counter-Strike.  

Gromjkeee, Герман Громов, комментатор CS:GO, комментатор RuHub

Twitter

Вот так объявили о присоединении Германа Громова к студии RuHub

Ты комментировал тот же PUBG со StarLadder. Ты только в RuHub пытался перейти или у тебя было несколько вариантов?

Были варианты, но по некоторым обстоятельствам, о которых не могу говорить, я не мог чисто физически сразу переехать в Киев. Не могу и по сей день. Ввиду всей этой ситуации, огромная проблема найти себя именно там. Поэтому для меня расположение студии стало решающим фактором. То, что RuHub в Москве – это был первый и один из последних факторов, которые повлияли на мое решение.

Когда ты только начинал комментаторское дело в Point Blank, студию освещения вы делали своими руками. Ты массу сил и эмоций вложил в её развитие. Сейчас, когда ты перешел с Point Blank на CS, не жалеешь о потраченных силах?

Это ценный опыт. Я никогда ни о чем не жалею. Глупая позиция в жизни: жалеть о чем-либо, сделанное никак не изменить, можно только что-то поправить.

Глупо было бы отрицать, что я сейчас не доволен чем-то, что я потратил время. Каждую минуту эфира, каждую минуту предподготовки проводил в очень хорошей компании людей, так что не было никаких плохих поступков, не было ничего за спиной. В этом плане, по-человечески очень хорошая компания, в которую надо идти расти. Это первый серьезный классный шаг, с которого ты можешь начать развитие. Люди всячески тебе в этом помогают. Это тоже очень важный фактор.

Gromjkeee, Герман Громов, комментатор CS:GO, комментатор RuHub

vk.com

Герман со совим экс-напарником по комментаторской рубке - CheiF

Кого бы ты выделил из тех людей, кто помог тебе в становлении как комментатора и медийной личности?

Первый – это будет AndrieL. Не позвони он, возможно, не было бы ничего из этого. Второй – это мой напарник по комментированию, CheiF. Наряду с ним – Оля Игнатчук. Сейчас она младший режиссер трансляции RuHub. перешла на два месяца раньше меня туда, до этого была коммьюнити-менеджером в РВ.

Родители и по сей день не понимают, как можно комментировать, быть каким-то узнаваемым, медийным, не имея трудовой книжки. Я пытаюсь над этим работать, хотя мне уже 27 лет скоро будет. В принципе, я уже ничего не доказываю родителям, пытаюсь себе что-то доказать, чего я стою.

Самый-самый-самый важный человек во всем этом – это Tafa, комментатор Counter-Strike, с которым я знаком уже лет 8. Как раз с первого Intel Challenge, ещё до StarLadder. Tafa во многом для меня служил эталоном, первый начал двигать меня в эти массы, много за меня ручался. Он – ментор, хоть он этого и не знает. Он тот человек, на которого я во многом равнялся. Еще есть для меня две значимые фигуры в плане комментирования – это V1lat и Рома «Casperrr» Лепёхин. Этих людей я считаю царями своего дела, которые заслуживают огромнейшего уважения.

Gromjkeee, Герман Громов, комментатор CS:GO, комментатор RuHub

CSGO Bets Predictions

Тауфик «Tafa» Хидри - профессиональный комментатор CS:GO

Когда ты готовился стать комментатором, ты на основе их работы вдохновлялся, учился, развивался?

Не учился, а черпал в себе вдохновение. Я понимал, что это реально очень классное дело, и хотел быть, как минимум, не хуже, а то и лучше. Все-таки, не зря в Библии говориться: «Не сотвори себе кумира». Поэтому я не искал себе, и не ищу себе кумиров. Эти люди, на которых стоит равняться, и, как минимум, не хейтить. Они очень классные, поэтому от них я что-то черпал себе.

Мой смех – это смех Casperrr’a. Я у него скопировал его, выходит, потому что первым так всегда смеялся Casperrr. Когда я появился в широких эфирах, все говорили: «Это что Casperrr комментирует? Почему он так ржет?» Вот у меня такой же смех получается, как у него, немножко тональность поменялась и всё. Где-то я что-то черпаю и вдохновляюсь до сих пор.

У Casperrr и правда специфичный смех

Как опытный, состоявшийся комментатор, что бы ты выделил, как самое важное в комментаторском деле? Что ты применяешь или может сам придумал, что могло бы пригодиться начинающим комментаторам?

Я хочу подчеркнуть, что не считаю себя состоявшимся комментатором. Я пришел в большую дисциплину только-только. Предыдущий опыт он скорее даже любительский, предпрофессиональный. Сейчас я только начинаю становиться профессиональным комментатором. Меня никак не пугает, что я три года потратил на любительский комментаторский цех, а сейчас перешел в профессиональный. Всему свое время.

Что важно – это гореть этим делом. Я – Близнец. Мне очень трудно в жизни полюбить что-то иное. Если я полюбил прям конкретно что-то, тяжело это разлюбить. Киберспорт стал таким звеном в моей цепочке жизни.

Это должно быть во многом безвозмездно. Нужно понимать, что тебе придётся потратить время, чтобы заметили: кому-то меньше, кому-то больше. Нужно работать во благо этого дела, а не за что-то.

Постоянно чему-то учиться, быть в курсе самых последних событий. Обязательно зарегистрироваться в Twitter, Instagram и т.д. Я раньше был абсолютным отщепенцем в этом плане и меня не было ни в одной социальной сети, кроме ВК. Сейчас я и в Twitter регулярно сижу, читаю что-то, выслеживаю для себя и т.д. 

Gromjkeee, Герман Громов, комментатор CS:GO, комментатор RuHub

New York Magazine

Соц. сети стали важным источником информаии

Стоит понимать, что тебе нужно всегда расти и оставаться в любой ситуации человеком: не зазнаваться и помогать другим, по возможности. Не до фанатизма, но, если у тебя есть минутка, – помоги. Мне помогали. Где-то говорили: «Гера, спокойней себя веди». Я сам по себе просто вспыльчивый человек. Тот же Tafa говорил: «Потерпи, Громчик, всё нормально будет. Просто нужно немножко времени». Я терпел, терпел, терпел, ну и дотерпел.

Ты сказал, что завёл недавно Instagram и Twitter. Это помогает следить за всеми событиями и тусовкой. Сколько времени это занимает у тебя в день?

Я пока что не являюсь сам вбросчиком информации. В Twitter у меня подписчиков практически нет, там 20 с чем-то человек. В Instagram под 200. Больше сам слежу, черпаю для себя информацию. Пока я очень не медийный. Времени еще должно пройти нормальное количество, чтобы народ привык, начал воспринимать.

Сколько времени занимает то, что я постоянно ищу различную информацию? В среднем, часа полтора в день, максимум, два. Опять же, где-то это в ванной, где-то это сидя в туалете, где-то просто куда-то иду, вставив наушники в уши, слушаю, читаю что-то. Мне это, по сути, заменяет книги на данный момент.

Gromjkeee, Герман Громов, комментатор CS:GO, комментатор RuHub

The Caveman's Guide

Важно выделять время, чтобы оставаться в курсе событий

Как ты относишься к критике? От кого ты её можешь воспринимать, а от кого нет?

Это вообще мой любимый вопрос, на который я могу рассуждать часами, но скажу коротко: «Критику воспринимаю только конструктивную». Неконструктивная критика – это попросту хейт, на него вообще по барабану. Говорит чувак, что я какой-то там нехороший человек, какой я плохой комментатор. ОК. Это твое право, может быть, действительно я тебе не нравлюсь, а может это просто условно какая-то черная зависть.

Не могу утверждать на 100%, но хейт – это явно что-то нехорошее, в том плане, что человек либо завидует, либо что-то ещё. Конструктивную критику от любого зрителя я принимаю. Чатик могу посмотреть, хотя это последнее, что надо делать комментатору.

Это, кстати, к предыдущему вопросу. Никогда не читайте чат твича, вас могут сбить с верного пути. Ты должен сам понимать, к чему идёшь. Если ты будешь слушать, что говорят другие – потеряешь свой стиль и никому не будешь нужен.

Gromjkeee, Герман Громов, комментатор CS:GO, комментатор RuHub

Pikabu

Иногда читать чат на Twitch не стоит вообще

Ты всегда был стрессоустойчивым или случались какие-то перепалки с кем-то?

Я говорил, что очень вспыльчивый человек. Чуть ли не до драк доходило в реальной жизни. Потом понял, что тратить на это время вообще нет никакого смысла. Ты ничего этим не изменишь. Если человек так считает, то пускай. Это его мнение. Если это здравый человек, он тебе предложит конструктив, если не здравый – он тебе ничего не предложит. Поэтому с ним тягаться в споре или что-то от него хотеть, требовать – это абсолютно бессмысленно.

Если человек действительно тебе пытается помочь, поправить тебя, сделав тебя лучше, то почему я должен отказываться от этой помощи. И это опять же конструктив. Ну были моменты в самом начале – горел, читал чат и думал: «Все, я тебя встречу где-то, я не знаю, что с тобой сделаю». Ну потом с помощью того же Tafa, который меня во многом направлял, и других коллег. Ухо говорил: «Пофиг на эту критику, что там тебе пишут». Есть фидбек от коллег, и он является самым важным для меня. Так что в этом плане я только со временем стал стрессоустойчивым.

Чатик ты вообще не читаешь или изредка заглядываешь?

Читать – это вникать. Я его просматриваю. Если кто-то что-то подметил, я увидел для себя какую-то деталь, которая может быть важна для меня в контексте эфира, тогда её захвачу. Если вижу, что там брань идет, мне это неинтересно – просто глазами пропускаю. Главное, понимать, что не надо принимать это на свой счет. Вот и все! Это еще относится к тому моменту, что люди тебя направляют, в чатике отвечают и это тебя сбивает. Ты должен уметь это просто пропускать как пустые страницы книги.

Gromjkeee, Герман Громов, комментатор CS:GO, комментатор RuHub

Odyssey

Вот, что бывает, когда читаешь комментарии на Twitch

Во время MegaFon Winter Clash по Dota 2, V1lat писал, что плохо, когда комментаторы на LAN-турнирах не сидят со зрителями.

Согласен. У меня был такой опыт на PBIC 2017 года в Москве. И ещё где-то было, но не могу вспомнить где. Я согласен, что эта атмосфера, когда ты сидишь в окружении вот этого всего и ты внутри – абсолютно другая тема.

Ты говорил, что, чтение чата может сбить с мысли, а когда ты сидишь в окружении всей этой толпы?

Тебя это еще больше заряжает на самом деле. Тебя это больше мотивирует отдаваться всеми эмоциями, руками, ногами и т.д.

Как у тебя проходит подготовка к турниру? Особенно сейчас, когда ты вышел на профессиональный уровень?

Это проверка HLTV, чек последних событий разных, Liquipedia, какие-то читаешь интервью на различных порталах, где-то смотришь индивидуальные стримы каждого игрока. Есть турниры других организаций StarLadder, ESL, DeamHack и т.д. Просто везде это все в совокупности смотришь.

Опять возвращаемся к вопросу, что ты должен быть постоянно в теме. Это очень важно. Как раз это является одним из самых главных условий. Подготовка она не ежесекундная, она затяжная, долговременная к тому или иному турниру. В какой кондиции ты подойдешь к соревнованию, зависит от тебя и на сколько часто ты уделяешь время Counter-Strike в целом, насколько хорошо ты следишь за сценой. Это немаловажно. Так что я жесткий зритель Counter-Strike до мозга костей.

Gromjkeee, Герман Громов, комментатор CS:GO, комментатор RuHub

vk.com

Кроме CS:GO, PUBG и PB, Громов любит и в Dota 2 покатать

Есть ли у тебя какие-то речевые тренировки?

Скороговорки – самое главное. Комментатор должен развивать голосовые связки. Любой фониатр скажет, что оратор должен держать голосовые связки в тонусе. Есть определенные диеты даже: что ты можешь пить перед эфиром, что не можешь пить. Ты не имеешь право пить перед работой кофе с молоком и сахаром, потому что накладывается какой-то негативный отпечаток на твои голосовые связки, ввиду чего голос начинает вибрировать, он не становится совсем чистым. Но это уже к совсем убер-профессиональному комментированию. Пока к комментаторству киберспортивной сцены таких критериев нет.

Ты говоришь, что у комментаторов киберспортивной сцены ещё нет такой подготовки, но, по сути, нет никаких стандартов. Как ты считаешь, должны быть какие-то стандарты или все зависит от человека: хочет – он развивает себя, не хочет – он будет статичен?

Как мне кажется, у этого нет срока годности: когда ты что-то должен делать, а когда не должен. Это само по себе всё придет. Киберспорт появился на голом авантюризме. Также появилась сцена комментирования: V1lat начинал с Tafa из каких-то коморок, кто-то вообще продавал сантехнику, кто-то что-то ещё делал до этого, кто-то был футболистом, кто-то был проигроком. Т.е. всё на авантюре это пошло-поехало.

Gromjkeee, Герман Громов, комментатор CS:GO, комментатор RuHub

СПОРТ bigmir)net

V1lat - один из примеров для Германа в сфере киберспортивного комментирования

Чем больше у тебя каких-то обязательств спонсорских, чем больше инвестиций в твоем ремесле, чем больше от тебя требуется, тем серьезней ты подходишь к своей работе. Не нужно это конкретизировать и запускать в какие-то рамки, потому что киберспорт еще слишком молод, чтобы его окутывать ограничениями. Тут каждый для себя должен решать: надо ему это или нет.

Во время недавнего конфликта между про-игроками и комментаторами обсуждалась тема о том, что когда играет СНГ-команда, то комментаторы русскоязычных студий должны поддерживать «своих». Как ты считаешь, обязан ли комментатор проявлять фаворитизм в сторону одной из команд или же он должен объективно отсматривать турнир?

Объективно. Комментатор должен судить то, что происходит на карте. И объективно он должен радоваться успехам как одной, так и другой команд, если он радуется.

Тут опять же к разговору о рамках киберспорта. Понятное дело, что так делать нельзя, это непрофессионально. Но в душе ты, так или иначе, это делаешь. И пока этот профессионализм еще не достиг своего апогея, к этому надо расти абсолютно всем. В том числе и V1lat’у, и другим комментаторам.

Так или иначе, ты выкладываешься эмоциями больше в плюс, когда выигрывает твоя команда. Это пока что твоя биология, природа. Когда ты работаешь уже больше 10 лет, как по мне, вырабатывается привычка. У V1lat’a эта граница практически стерта уже. Он и за других, и за одних умеет. Я бы даже сказал, что у него единственного пока что как раз скрыта эта черта фаворитизма. Хотя он сам иногда открыто заявляет: «Да, я где-то там подтапливаю. Понятно, что это наши мальчики: Virtus.pro, Na’Vi или что-то ещё». Это нормально, как по мне. Но комментатор должен одинаково в две стороны работать.

Не всегда V1lat'у удается оставаться объективным

Ты работал в разных студиях: где всё на «коленке делали», и в профессиональных. Какая студия тебя больше всего впечатлила подготовкой, техническим оснащением, профессионализмом сотрудников?

На самом деле, чтобы тонко что-то подметить – такого нет. Одинаково хорошо подходит и RuHub и StarLadder. В Maincast я не работал ещё. Понятное дело, что Point Blank я не буду сравнивать, потому что там нет студии как таковой. Там есть пока что лишь голый авантюризм. Point Blank надо расти катастрофически быстрыми шагами, чтобы хоть как-то издалека быть похожими на грандов: на CS, на Dota 2, League of Legends и т.д. Если сравнить именно RuHub и SL: хорошие люди и там, и там; хорошее оборудование и там, и там. Везде всё очень хорошо и есть профессионалы.

Можешь ли ты рассказать самый интересный момент, который был во время твоих трансляций? Или какой-то фейл?

Наверное, в Point Blank был на LAN-финале квалификации к мировому чемпионату. Я тогда был очень голодным. У нас закончилась карта, мы вышли на паузу ожидания. У меня на столе лежал «Twix» и я просто начал есть его. Наш оператор забыл перевести сцену, и я все время сидел на стриме и ел «Twix». Вот и все. А каких-то таких супер курьёзных моментов не было.

Вот, собственно, и этот момент

Насколько важным ты считаешь наличие напарника в работе? За период твоей карьеры с кем было интересней было кастить, а с кем сложнее?

Наличие напарника зависит от стадии и от самого турнира. Если какие-то финальные части, где уже народ смотрит-смотрит – напарник нужен всегда. Потому что, если ты будешь один работать, ты не сможешь отдать себя полностью на все матчи. Какие-то соло-матчи имеют место быть на каких-то квалификациях. Это нормально.

С кем мне понравилось? Я такой человек – очень многогранен в этом плане. Могу работать абсолютно с любым, подстроиться под кого-угодно, неважно, какой он по характеру. Пойму буквально спустя 5 минут с начала нашего совместного каста, какой он сам по себе, по силе комментирования и быстро к нему адаптируюсь. В этом для меня проблемы нет и по этой же причине не выделяю, с кем мне проще, с кем мне легче и т.д.

Есть ли человек, с которым тебе хотелось бы комментировать. С тем же Casperrr или, если дороги пересекутся, с V1lat’ом?

Да! А почему нет? Это очень классный опыт был бы. Я больше чем уверен, что это будет. Но кто знает, через сколько времени это все случиться: 2 года, 3 года. Может быть где-то и схлестнемся с Casperrr и V1lat в комментаторском ремесле. Но в целом – да, хотел бы, конечно! Потому что это все-таки гранды! И глупо было бы отрицать, что не то, чтобы мечтал, но такое вот маленькое желание поработать с этими титанами профессионального киберспортивного комментирования – оно есть.

Gromjkeee, Герман Громов, комментатор CS:GO, комментатор RuHub

Роман «Casperrr» Лепёхин - ещё один образец для подражания у Германа

Как бы ты оценил свой уровень подготовки? Ты на максимум выкладываешься или всё можно делать ещё серьезней, жестче и профессиональней?

Зависит от турнира. Я люблю киберспорт до мозга костей, но всё-таки есть турниры, на которых ты не можешь выкладываться на полный максимум. Условно какие-то там полуфиналы ESL Pro League я комментирую на максимуме, акцентирую свое внимание на малейшей частице игры, проводя глубокий анализ.

На турнирах, которые не очень важны (во многих смыслах), не супер зрелищны – могу дать себе поблажку. Но вообще-то такого делать нельзя. Если ты делаешь дело – делай его хорошо. Я стараюсь к этому идти, поэтому оцениваю себя пока что на 3 из 10. Буду стремиться очень долгое время, чтобы сделать себя лучше.

В последнее время стали транслировать киберспорт по ТВ. Как ты считаешь, киберспорту есть место на телевидении или его прерогатива Интернет?

Да, определенно есть место на телевидении. Под это можно бы делать специальный отдельный канал. Свою аудиторию 100% этот канал бы нашел. Вопрос в его раскрутке. Это нужно нести в массы. У нас очень молодая сама по себе аудитория и пока большой рынок телевидения не понимает, как с этим работать. Как только более-менее всё внутри этой всей тусовки устаканится, тогда это все пойдет на телек. Хотя, с другой стороны, кому-то надо это или нет? Тот же The International смотрят куда больше, чем центральные каналы по телевизору.

Один из примеров сотрудничества ТВ с киберспортом

Это кому как надо, кому какая выгода на самом деле. Потому что большие бренды уже приходят: Gillette, Head & Shoulders, Nike, Adidas, футбольные клубы, марки машин. Они находят себя на этом рынке.

С ТВ вопрос очень затяжной, на это можно времени потратить очень много. А так, да, я считаю, что киберспорту есть место в телеке, как одной из составляющих вывода в массы киберспорта.

Ты считаешь: телевизор поможет киберспорту стать более массовым или, наоборот, киберспорт сделает телевидение более актуальным для той аудитории, которая почти не смотрит его?

Если обратить внимание на тот же YouTube, то очень много коллабораций происходит вокруг именно давно устаканеных шоу. Все сотрудничают с молодыми блогерами и т.д. Как мне кажется, телевизор потихоньку затухает своим синим огоньком, а киберспорт – что-то новое, что-то неизведанное. Все-таки аудитория нового поколения уже растет, кто-то уже вырос.

Телек, как мне кажется, вообще смотрит очень мало людей: это старое поколение - наши родители еще и их родители. Здесь именно киберспорт во многом может помочь телеку с его форматом вещания и форматом подхода к работе с аудиторией. Интернет сейчас может помочь телевидению.

Является ли киберспорт для тебя долгосрочной перспективой? Это то, чем бы ты хотел заниматься до конца своей профессиональной деятельности?

Да. Это целенаправленное мое ремесло, которым хочу и горю заниматься. Надеюсь, что не перегорю. Это можно совместить с чем-то там, спустя 5-10 лет, может, где-то радио, где-то телек, где-то снова киберспорт и т.д. Пока что именно по этой узкой линии киберспорта иду, а там, как оно выльется. То, что я хочу свою жизнь связать с киберспортом на очень долгие года – это действительно факт.

Gromjkeee, Герман Громов, комментатор CS:GO, комментатор RuHub

vk.com

В киберспорте Герман планирует провести всю карьеру

Ты хотел бы продолжать работать как комментатор или возможно новые для себя роли искать?

Нет. У меня скрытое желание быть знаменитым, быть медийным. Оно практически у 90% населения есть. Кто-то просто вообще внимания не любит и сам по себе скрытый человек. Мне нужно внимание, быть узнаваемым. Не считаю это желание плохим. Внутри каждого это есть. Для меня другая позиция, нежели комментирование – это такое себе. В том плане, что она мне никак не выгодна, и я не буду себя на ней комфортно чувствовать.

Потом коллаборировать можно с чем-угодно, но заменить комментирование пока нельзя. Мы – герои невидимого фронта и несём тот самый важный крест, который действительно поднимет далеко не каждый.

Что ты можешь сказать о CS. Киберспортивная сцена этой игры прекрасно живет сейчас. Но про саму игра не скажешь, что она что-то революционное делает с каждым патчем. Почему CS живёт в отличие от Point Blank?

Во-первых, CS приятней. Не то, чтобы более реалистичный, но киберспортивный сам по себе. Во-вторых, более казуальный. CS – это CS. Можно сделать очень классную копию того же MINI Cooper, как китайский Lifan. Она точная копия, но она не будет такой, как MINI Cooper никогда. Это же касается Counter-Strike и Point Blank.

CS – это эталон, знак отличия, ГОСТ. Так повелось издавна. Это благодаря Valve. Не нужно забывать, какая медийная часть была задействована в свое время в CS:GO, какие турниры проводятся. Самая главная проблема у Point Blank всегда была в том, что нет единого сервака. Игроки из Европы, и из других стран не могут сражаться друг с другом даже чисто гипотетически. Не важно, какой там пинг, они не могут играть друг с другом вообще. Никаких совместных лиг нет, все варятся в своих лигах, каждый в своей стране: бразильцы в Бразилии, игроки из СНГ в СНГ, индонезийцы в Индонезии и т.д. Максимум, где ты можешь встретиться с соперником из другой страны – это мировой чемпионат. Всё! Больше нигде. Малое количество турниров, слабое спонсирование, малый призовой фонд – это все следствие того, что нет никакой подпитки игры со стороны издателя.

Gromjkeee, Герман Громов, комментатор CS:GO, комментатор RuHub

SPORTARENA.com

«Очень много зависит от того, будет ли в дальнейшем в CS:GO The International, такой же, как по Dota 2?»

CS раньше был платный и достаточно консервативный. Теперь он стал free-to-play и добавили новый режим. Как ты оцениваешь эти изменения? Помогут ли они игре оставаться популярной?

Если честно, не знаю, насколько сильно повлияет на дальнейшую судьбу то, что она стала бесплатной. С одной стороны, это ОК. Но всё-таки у CS аудитория так или иначе уже набрана. Понятное дело, что игра будет жить еще довольно долгое время. Вопрос в том: «Какие следующие кардинальные изменения будут?» Вот в чём проблема.

CS, как и Дота. Если Dota 2 имеет условно частые патчи, которые влияют на исход игры, постоянно приходится чему-то учиться. Что будет делать Counter-Strike для этого? И очень много зависит от того, будет ли в дальнейшем в CS:GO The International, такой же, как по Dota 2. Вот это ревнивое отношение комьюнити CS к Доте: «Вот у них есть, а у нас – нет, хотя всё проводит одна и та же компания». Это немножко нечестно. Хотя, в CS просто немножко больше туриков на tier-1-2-3 уровнях.

Есть жалобы на то, что The International с огромным призовым фондом как раз убивает маленькие турниры.

Я скажу так: он ничего не убивает на самом деле. Это хлеб для tier-2, tier-3 команд и зачастую для tier-1. Ты должен постоянно практиковаться, ездить на LANы. В этом вся соль киберспорта, что ты не сидишь и не играешь ради одного турнира, а постоянно ездишь, практикуешься. Кто-то становится лучше, кто-то становится хуже. Это не убивает вообще никак составляющую турнира.

Что ты можешь сказать о Danger Zone, новой королевской битве Valve? Пробовал в неё играть?

Gromjkeee, Герман Громов, комментатор CS:GO, комментатор RuHub

Esportnews.gg

Да, я пробовал один раз. Честно говоря, не то, чтобы меня супер классно зацепила, но это опять же приятный опыт, чтобы не выходить из той же игры и заходить в PUBG. Это неплохая фишка в том плане, чтобы развивать жанр внутри CS:GO.

Посмотрим, как себя производитель поведёт. Мне кажется, если они учтут ошибки своих конкурентов, Bluehole, то можно с этого что-то поиметь. Будет аудитория своя, которая основывается на Battle Royale, есть аудитория соревновательного CS:GO, ну и также ещё условный процент будет тех людей, которые играют в CS:GO, и иногда отдыхают в Battle Royale, не выходя из CS. Так или иначе, это монетизация внутри игры.

Вопрос касается самых свежих новостей: на днях Virtus.Pro распустили свой состав по CS:GO. Как ты это оцениваешь?

Читаемо.

Читаемо в плане того, что их нужно было всех убирать?

Читаемо, что абсолютно всех нужно было убирать. Ну, максимум одного оставлять… Максимум.

Кого ты считаешь нужно было бы оставить?

Либо Snatchie, либо MICHU. Одного из двух. Мне кажется, Morelz не плох, но это немножко не его команда была. Опять же все мои предположения складываются относительно состава, который был. Кто знает, может быть MICHU в другом составе будет вообще никакущим. Или тот же Snatchie. А Morelz, наоборот, будет божить во Fragsters или где-то еще.

Gromjkeee, Герман Громов, комментатор CS:GO, комментатор RuHub

esportnow.pl

Ходят слухи о возвращении Snax в ряды Virtus.pro

Вообще, по-хорошему, реформация состава нужна. После объявления о роспуске тут уже начали обсуждать возможные кандидатуры польских игроков. Я вообще не понимаю, почему люди решили, что будет снова польская пятерка у команды VP. Видимо настолько все привыкли, что поляки представляют CS:GO под тегом Virtus.Pro, что это прям теперь синоним. Думаю, нас что-то интересное ждёт. К сожалению, пока не знаю что. Надо полностью обновить состав.

Собирать состав из про-игроков СНГ, только из одной страны или делать микс?

Это уже не мне судить. Как там Рома Дворянкин все придумает, какие у него виды. На самом деле легко об этом говорить, но нужен настолько глубокий анализ рынка. Есть где-то молодые игроки, где-то они есть за рубежом, где-то у тебя. Нужно принять взвешенное решение. В этом плане я не отвечу на вопрос, к сожалению. Какой состав должен быть – не знаю. Я пожелаю удачи Роме и команде Virtus.Pro в дальнейшем при формировании состава.

Astralis сейчас самая сильная команда в CS:GO. Как ты думаешь, долго они ещё смогут доминировать? Кто сможет их сместить?

На этом мейджоре, я думаю. Скорее всего они выйдут в финал, где их побьют. Я уверен. 

Gromjkeee, Герман Громов, комментатор CS:GO, комментатор RuHub

Dot Esports

Astralis - лучшая команда CS:GO по абсолютно всем версиям

Кто побьет?

Na’Vi.  Это не слепая вера в команду, это просто конструктив. У Team Liquid какие-то замены с MIBR, слухи о том, что TACO переходит обратно в MIBR. Туда же переходит KMG, якобы. У бразильцев тоже все очень плохо на этой сцене. Так что они мотивированы вновь возвращать былые результаты. Если всё пройдет так, как надо, они смогут вновь навязать темпы, борьбу и сместить хотя бы на один турнир команду Astralis. Напомню, что в рейтинге HLTV там огромный задел у звёздных, поэтому, чтобы их сместить, нужно, как минимум, четыре подряд огромных турнира выиграть, а Astralis не делать при этом ровным счетом ничего или проигрывать.

Ты говоришь, Na’Vi может подвинуть Astralis. Na’Vi в том составе, в котором они сейчас играют? Или им нужно тоже что-то предпринять для усиления команды?

Я не думаю, что нужно Na’Vi что-то менять на самом деле. Был твит недавно от Flamie, выложил в своей группе: «Ребята sorry, теперь я понимаю, что многие из вас хотели, чтобы я ушел из состава Na’Vi, но я обещаю вам стать лучше уже на ближайшем BLAST в Лиссабоне». Ну, посмотрим. Я думаю, что после этого отдыха предновогоднего и новогоднего включительно Flamie может черпануть себе что-то интересное. Пока это немножко походит на историю с seized. Он тогда потерялся конкретно. Если Flamie потеряется, будет очень обидно.

А что на счет Zeus? Он не всегда выдает так, как должен? На турнире в Оденсе он слабенько сыграл?

В принципе команда очень плохо сыграла. Я б не сказал, что именно Зевс плохо сыграл. Он круто отыграл на BLAST в Копенгагене. Они выиграли первое место. Зевс там вообще жарил вместе с Edward нормально. В стариках супер критичных проблем нет у Na’Vi, как по мне. Тут вопрос индивидуальных тренировок и т.д. Если каждый выложится на 100% и с долей везения, то у Na’Vi, конечно же, есть шанс. Astralis тоже не роботы.

Gromjkeee, Герман Громов, комментатор CS:GO, комментатор RuHub

Esportnews.gg

Na'Vi, возможно, единственные, кто сейчас смогут остановить датскую пятёрку

Astralis не роботы, но у них тоже будет отдых, что позволит им быть свежими.

Да, тут все будут в равных условиях. Но, я думаю, что в этой системе супер программирования датской пятерки должен быть сбой в любом случае. Невозможно выигрывать всегда.

Какую команду ты поддерживаешь лично?

Если не как комментатор, а просто как обычный человек, как зритель…Всё-таки импонирую команде Na’Vi. Точнее, даже не им, а конкретному человеку – это Даня «Zeus». Для меня это олицетворение Na’Vi во многом, как Dendi. Есть знаковые фигуры, которым я импонирую, значит мне импонирует команда. И это как раз Даня.

Gromjkeee, Герман Громов, комментатор CS:GO, комментатор RuHub

Instagram

Zeus - легенда Na'Vi в CS:GO

Ты, как комментатор, который глубоко внедряется в мир киберспорта, видишь какие-нибудь малоизвестные команды из молодых ребят, за которыми интересно наблюдать?

Я за тир-3 командами не слежу, честно говоря. На последнем DreamHack понравились команда из ЮАР – Bravado Gaming. Вот эти парни импонируют. LDLC не так давно выстрелили, но опять затухли. Свет был от них, но погас. В принципе, тебе, так или иначе, по дефолту импонирует какая-то слабая команда, когда она выходит в какой-то условный плей-офф и начинает показывать неожиданно клёвые результаты. В этом плане я ожидаю от китайской CS:GO сцены хоть какого-то прибавления. Конкретной команды, за которой я слежу нет.

Что бы ты хотел сказать читателям и всем тем, кто интересуется тобой? Какие-нибудь новогодние пожелания?

Всем огромный привет! Неважно, знают меня люди или нет. Пожелания перед Новым годом будут! Это, чтобы в Новом году у вас получилось то, что вы задумали (а я думаю, вы что-то задумали). Не забывать постоянно работать над собой. Не будьте хейтерами, будьте конструктивными. Желаю всячески в любом ремесле добиться во всём успехов! Чтобы вам постоянно светило солнце! Удачи по жизни, в целом! Здоровья всем родным и близким! Привет моим коллегам из RuHub и StarLadder, родителям, друзьям и девушке!

На esportnews.gg традиция у всех собеседников просить поделиться своими увлечениями с читателями: музыка, фильмы книги и прочее. Что бы хотел порекомендовать ты?

Я заядлый меломан и слушаю абсолютно всё. Назову три группы, которые всегда готов слушать, неважно насколько старые или новые они исполняют треки.

The XX – Intro

Pendulum – Watercolour

Linkin Park – In The End

Linkin Park – Braking The Habbit

Играйте ради победы, подписывайтесь на esportnews.gg в социальных сетях и добавляйте наш сайт на рабочий стол смартфона, чтобы всегда быть в курсе всего интересного в мире киберспорта.

Виктор «Viktor_Snow» Ткачук специально для esportnews.gg


Понравилась статья - поделись с друзьями в соц сетях.


Читайте также

новые статьи