студия аналитики, аналитик dota 2, студия maincast, студия weplay, студия ruhub

Как должна выглядеть идеальная студия аналитики?

Ярослав «NS» Кузнецов на днях поделился мнением о состоянии нынешней аналитики на турнирах DotA 2 и рассказал, чего ей не хватает. В действительности, проблема ещё больше, чем можно догадаться. Ни одна студия не даёт тот аналитический обзор, который нужен зрителю.

На ТВ давно всё придумали

Киберспорт – это революционная индустрия. В ней происходит множество событий, которые раньше сложно было представить. К примеру, благодаря популярному шутеру обыкновенный геймер стал одним из самых влиятельных людей в игровой индустрии. Да, мы имеем в виду Ninja. Но в вопросах трансляций матчей и аналитики киберспорт позаимствовал массу идей с телевидения, а именно из спортивных аналитических студий.

Самая продолжительная передача о футболе Match of the Day от BBC Sport вышла 22 августа 1964 года. За столь длительный срок футбольные аналитики и режиссёры набрались опыта и знаний, которые грешно было не позаимствовать киберспорту, хоть сделал он это не совсем успешно.

Что взяли киберспортивные студии аналитики у классического спорта:

  1. Состав

На передаче от BBC Sport находится 3 человека: ведущий и 2 эксперта. Все присутствующие – бывшие профессиональные спортсмены с огромным футбольным опытом - 100% качественной аналитики.

студия аналитики, аналитик dota 2, студия maincast, студия weplay, студия ruhub

YouTube

Взглянув на англоязычную студию на The Kuala Lumpur Major, мы видим 4 человек: ведущего (Redeye) и тройку экспертов. Рассадка аналогична с футбольной студией, единственное отличие – лишь 2 из 4 присутствующих являются профессиональными игроками DotA 2. Даже если они сильно любят игру, без опыта про-сцены их рассуждения основываются лишь на собственном мнении. Итог: 50% качественной аналитики.

студия аналитики, аналитик dota 2, студия maincast, студия weplay, студия ruhub

YouTube

1:0 – ТВ ведёт

  1. Аналитический разбор.

Как только заканчивается матч, эксперты начинают обсуждение поединка. Несмотря на то, что общие темы у телевизионщиков и киберспортивных аналитиков одинаковы (ошибки в стратегии, микро- и макромоменты), между ними существует огромная разница в подаче материала.

Вот так на BBC Sports обсуждают опасный момент, созданный игроками «Манчестер Юнайтед» возле ворот «Челси»:

студия аналитики, аналитик dota 2, студия maincast, студия weplay, студия ruhub

YouTube

Для зрителей выделяют ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание, покадрово показывают атаку, чтобы ясно донести мысль.

Англоязычная студия на The Kuala Lumpur Major таким образом обсуждала главные моменты поединка:

студия аналитики, аналитик dota 2, студия maincast, студия weplay, студия ruhub

YouTube

Чуть позже они показали хайлайты матча, но они не сопровождались словами аналитика, а просто служили красивой картинкой для зрителей трансляции. 2:0 в пользу ТВ.

  1. Сценарий трансляции.

Классно провести трансляцию сложно, если нет чёткого плана действий. Можно иметь смешной, талантливый и харизматичный состав студии, но невозможно работать без понимания, как с ним обращаться. Ведущий телепрограммы даёт слово экспертам, позволяя им выражать своё мнение, но, в случае чего, всегда вернёт собеседника в верное русло.

А вот так ведущий с аналитиком на студии Maincast обсуждает драфты команд на мейджоре в Малайзии:

3:0 в пользу ТВ

  1. Прямые включения.

После спортивного матча студия аналитики начинается с интервью от тренеров и игроков. Они высказывают своё мнение о результатах встречи, которое эксперты могут обсудить в студии. На киберспортивных турнирах такая практика успешно используется и зачастую позволяет увидеть, что происходит там, где почти нет камер. Без таких интервью мы бы никогда не увидели, как Cr1t толкнул N0tail на TI8, или не смогли познакомиться с обстановкой «Парка легенд» во время EPICENTER 2018 по CS:GO в эфире от Степана Шульги:

У киберспорта получились такие трансляции намного лучше. Они часто помогают увидеть мир, который обычно скрыт от постороннего глаза, чего на ТВ практически невозможно достичь – 3:1.

Пока аналитические студии в киберспорте похожи на дешёвого клона спортивных передач на телевидении. Возможно, проблема именно в деньгах, которых не хватает киберспортивным студиям для профессионального освещения. Более вероятно – в индустрию продолжают приходить друзья друзей с низкой мотивацией делать действительно крутой продукт и адаптировать уже готовые решения под современные форматы.

Кого приходится смотреть сейчас?

Студии аналитики существуют, хотим мы этого или нет. Они бывают интересными, весёлыми, познавательными, скучными, глупыми или вовсе бессмысленными. Чаще всего – всё сразу. Но есть ли хоть одна студия, которую стоит смотреть?

Maincast

студия аналитики, аналитик dota 2, студия maincast, студия weplay, студия ruhub

Dota2.net

Это самая популярная студия освещения турниров на данный момент. Появилась она летом 2018 года под руководством Виталия «V1lat» Волочая.  Юный возраст не помешал Maincast спустя несколько месяцев после основания получить право обозревать первый мейджор соревновательного сезона DotA 2.

Главное достоинство студии – её живой характер. Пусть шутки и веселье Maincast могут быть невпопад, но стремление придумать что-то оригинальное всегда лучше, чем танцы на одном месте.

Главная проблема студии – нехватка профессионалов. Молодой Maincast изначально брал в свои лавы знакомых и друзей V1lat’a. На The Kuala Lumpur Major от студии работало 9 аналитиков, из которых только 1 человек, Артём «fng» Баршак, является действующим про-игроком. Получается, что лишь 11% студии знает игру, мету и актуальные игровые стили. Для комментирования, возможно, этого достаточно, но для аналитики – сомнительно.

RuHub

За последний год из студии уходит всё больше людей, в большинстве случаев – в Maincast. Всё, чем хороша новая студия V1lat’a, раньше было у RuHub. Сейчас же смотреть их трансляции скучно, а среди аналитиков редко увидишь действующего про-игрока. К примеру, так обсуждался гранд-финал ESL One Birmingham 2018 на RuHub:

 студия аналитики, аналитик dota 2, студия maincast, студия weplay, студия ruhub

YouTube

Ни декораций, ни про-игроков

WePlay

Эта студия появилась ещё в 2013 году, но только сейчас начала более активно действовать. WePlay решил пойти по стопам Maincast: создавать оригинальный контент, забирать сотрудников RuHub, организовывать собственные турниры.

Студия не боится пробовать что-то новое. На Reshuffle Madness помещение украсили в пляжном стиле, во время перерывов между матчами и аналитикой вживую играл приглашенный DJ.

 студия аналитики, аналитик dota 2, студия maincast, студия weplay, студия ruhub

Twitch

Но сама студия аналитики – провальная. Ведущий – не опытный и не харизматичный. ХВОСТа и PGG можно терпеть, когда есть более профессиональные аналитики, но исключительно их рассуждения слушаются без интереса, они обо всём судят исходя из личного опыта.

Англоязычная студия

За рубежом всё происходит несколько лучше. Пусть телевидение в этом аспекте лидирует, но 50% аналитиков из числа действующих про-игроков на The Kuala Lumpur Major уже больше, чем 11% от Maincast. Они также играют с оригинальным стилем оформления студии аналитики. К примеру, на DreamLeague Season 10 студия была подготовлена больше в стиле ток-шоу: музыкант за инструментами, ведущая за столом, со-ведущий играет роль шута и приглашенный гость.

  студия аналитики, аналитик dota 2, студия maincast, студия weplay, студия ruhub

YouTube

 студия аналитики, аналитик dota 2, студия maincast, студия weplay, студия ruhub

YouTube

Разница между шоу Конана О’Брайена и студией DreamLeague Season 10 минимальная

Но иногда их слишком заносит в сторону ток-шоу – они стараются больше веселить зрителя, чем разбирать игру. Здесь, к примеру, Slacks в таком восторге от пика Enigma, что объяснить преимущество выбора героя для зрителей он позабыл:

Развлечение практически полностью вытеснило аналитику на мелких турнирах DotA 2 у англоязычных студий

Качества идеальной студии аналитики

Ни одну из вышеперечисленных организаций нельзя назвать лучшей. В той или иной мере они справляются с задачей развеселить зрителей между матчами, но дать действительно качественную аналитику получается только в единичных случаях.

Чему не место в студии аналитики:

  • Изобилию шуток или анекдотов для своих. Ведущий с экспертами имеют одну цель – предоставить зрителю качественный разбор предстоящего/прошедшего матча. Она не задумана как инструмент для развлечения, поэтому не стоит переживать, если эфир будет несколько сухим. Чтобы добавить юмора, придумайте новые форматы. Хватит превращать студию аналитики в спин-офф «Зашкварных историй». Вот так веселье перешло границу и сделало The Kiev Major 2017 сложным для просмотра:

  • Рассуждениям без фактов. Аналитика должна основываться на чём-то большем, чем мнение эксперта. Цифры, инфографики – это те инструменты, что повышают ценность аналитики. Режиссёры трансляций, особенно крупных турниров, периодически показывают эти данные и тогда их могут обсуждать, но в подавляющем большинстве студиям лень/нет возможности играться со статистикой.
  • Личностным разборкам. Во время квалификаций на The Kuala Lumpur Major на студии Maincast появился новый ведущий – Михаил «Olsior» Зверев. Раньше его основной специальностью была League of Legends, но теперь он решил поработать и с DotA 2. В течение всего прямого эфира один из аналитиков, Владимир «PGG» Аносов, всячески задирал Olsior’a. Нет разницы, в чём заключалась неприязнь PGG, зрителям ни к чему смотреть на эту «желтуху».

Что должно быть в идеальной студии:

  • Аналитика с фактами. Чтобы речь эксперта была более убедительной, точной и помогала понять игру, её нужно подкреплять статистическими данными. Только тогда будет понятно, почему определённый выбор героя классный, а его контрпик ещё круче. Не потому, что так в пабах «все» делают, а потому что статистика противостояний обеих героев имеет определённый винрейт. Цифры не лгут.
  • Инсайд-истории. Хороший рассказ уместен всегда. Для него нужен только правильный момент и тема. Студия аналитики не обязательно должна быть научным симпозиумом. Если у кого-то из экспертов есть интересная история про похожую игровую ситуацию, что была в матче – это здорово. Главное, не превращать студию в вечер стендапа.
  • Наглядная демонстрация. NS частично прав с интерактивной доской. На ней разбираются важные игровые моменты, пересматриваются эпизоды матча, отмечаются микро- и макродвижения игроков и объясняются преимущества команд. Спортивные аналитики так давно делают, киберспорту стоит догонять.

Идеальной студии аналитики пока не существует. Все пытаются шутить в интернете, переживая, что их сочтут скучными и старыми. Но не стоит считать аудиторию DotA 2 закостенелыми школьниками. Мы любим смешные шутки, но мы любим и хорошую игру. А когда перед матчем можно узнать полезную информацию о героях, стратегии, подготовке команды, наблюдать поединок будет только интереснее.

Играйте ради победы, подписывайтесь на esportnews.gg в социальных сетях и добавляйте наш сайт на рабочий стол смартфона, чтобы всегда быть в курсе всего интересного в мире киберспорта.

Виктор «Viktor_Snow» Ткачук специально для esportnews.gg


Понравилась статья - поделись с друзьями в соц сетях.


Читайте также

новые статьи