Какие игры провалились в киберспорте?
Практически каждая мультиплеерная онлайн игра претендует на место в киберспорте. Но чтобы прийти к успеху, она должна обладать понятной механикой, балансом, зрелищностью и ресурсами для продвижения. Отсутствие этих возможностей лишает игру всех надежд на киберспорт, славу и мировой успех.
Gwent пока не справился
Впервые с этой карточной игрой можно было столкнуться во время прохождения «Ведьма 3: Дикая охота». Геральт (главный герой, если кто не в курсе), путешествуя по Велену, Новиграду, Скеллиге и Туссенту, частенько предлагал торговцам, кузнецам и прочим NPC перекинуться в карты. Как «мини-игра в игре» гвинт был сделан просто, но интересно и увлекательно. Собрать всю коллекцию карт и победить сильнейших противников – одни из главных заданий, что поставили перед собой фанаты серии.
CD Project Red, создатели серий игр «Ведьмак», заметили любовь геймеров к гвинту и занялись созданием полноценной ККИ. Разработчики не имели опыта в создании карточных игр, так что было интересно узнать – что у них получится.
Нельзя сказать, что вокруг игры появилась сильная шумиха, но разговоры про «убийцу HearthStone» начались. Конечно, глупо изначально сравнивать проекты польской студии и Blizzard. Как бы ни были круты CD Project Red, они ещё молодая команда, когда у близзардов многолетний опыт за спиной. В первую очередь Gwent стоит считать игрой для фанатов серии «Ведьмак», а уж после масштабироваться на большую аудиторию.
Тем не менее, многие команды начали подписывать профессиональных игроков, в основном из HearthStone. Они должны были принять участие на турнирах, заявленных разработчиками. На первом соревновании, на котором выступили такие известные про-игроки, как Lifecoach или Ppd, было разыграно $100 000, что не так и много для современного киберспорта. Например, первый официальный турнир от Valve по Artifact предлагает участникам призовой фонд в $1 000 000.
Киберспортивный Gwent состоит из трех этапов:
- Open – куда проходят 8 лучших игроков ладдера;
- Challenger – играет победитель предыдущего GС, 2 приглашенных участника, 4 финалиста GO и до 3 с наибольшим количеством Crown Points;
- Masters – чемпионат мира.
Более подробно о турнирной системе можно прочесть здесь.
Одним из достоинств соревнований по Gwent является подход организаторов. Почти все турниры проходят в уникальных и атмосферных локациях, что помогают создать уникальную атмосферу на ивенте. Для разработчиков киберспортивная составляющая игры не просто маркетинговый инструмент для привлечения аудитории и заработка, но и создание шоу для фанатов. К слову, на трансляциях турниров почти не увидишь рекламу какого-нибудь бренда. Разве что сама студия будет пиарить «Ведьмака» или грядущий хит «Cyberpank 2077».
Но какими бы атмосферными ни были турниры по гвинту, это не помогло дисциплине выстрелить на про-сцене. Пик зрителей почти ни разу не превышал отметку в 50 000 человек, без учета китайской аудитории, что явно не подходит для «убийцы HearthStone». Gwent только осенью 2018 года вышел из открытого бета-тестирования и лишь сейчас показывает свой настоящий потенциал. Низкая популярность турниров также обусловлена малыми призовыми: они не привлекают именитых игроков, а за теми не приходит армия поклонников.
Статистика просмотров турниров по Gwent
Как только вышел Artifact, множество профессиональных игроков в ККИ переметнулось к детищу Valve, что также отняло аудиторию от гвинта. За полтора года жизни он не смог показать в киберспорте серьезный уровень. Сейчас началось перерождение Gwent: ивент «Homecoming», выход на консоли и изменение турнирной системы. Это решающий момент для игры – она или выстрелит в 2019 году и займет более высокое место в мире киберспорта, или так и останется проектом с веселыми и атмосферными турнирами в замках и соляных шахтах.
Quake Champions – затормозил и проиграл
Quake 3: Arena вполне заслуженно можно назвать одной из лучших игр FPS за всю историю видеоигр. Она была быстрая, кровавая и неповторимая. В далёком 2002 году Quake и id Software были на вершине мира, но конкуренция и провальные продолжения скрыли франшизу от большой аудитории. Каждый год разработчики проводили Quake Con со скромными турнирами, а в остальное время комьюнити своими силами организовывало ивенты и развлекались вдалеке от шумного и толстого на деньги киберспорта.
Но всё изменилось, когда в 2016 году на Е3 id Software вместе с Saber Interactive St. Petersburg и Bethesda Softworks сделали анонс Quake Champions. Игра привлекла внимание не только олдовых фанатов, но и молодую аудиторию. Новая часть осталась всё такой же быстрой, кровавой и интересной. Разработчики оставили прежние режимы, добавили несколько новых, а также внедрили разнообразие персонажей. Раньше герои отличались лишь своими скинами, теперь у каждого чемпиона свои умения, здоровье и активные способности.
Но не всё так радужно. Quake Champions была и осталась полна багов, проседания FPS и проблем с подключением к сети. Игроки жалуются на проблемы с ракетницами и рейлганами, которые при попадании не наносят урон. Даже во время игры с друзьями у кого-то может снести голову от такой «несправедливости», так что тут говорить о киберспорте?
Про-сцена Quake Champions развивается не особо успешно. В 2017 году было проведено всего 4 турнира, которые не отличались ни большими призовыми, ни интересом со стороны аудитории. Напротив, официальные трансляции только подлили масло в огонь негодуюшего комьюнити. Вот несколько примеров.
За 2 дня до начала региональных квалификаций на Quake World Championships разработчики выпускают патч, который нерфит сильнейшего героя меты. Очевидно, за столь короткий срок не все игроки могут перестроить свои стратегии. Если бы студия дала больше времени для подготовки или выпустила обновление после матчей, проблем бы не возникло. Но так ведь не интересно…
Во время главного турнира года – Quake World Championships – неоднократно были сбои трансляции, комментаторов или не было слышно в течение первых матчей, или звук двоился. Первый день группового этапа был полностью показан, однако, все оставшиеся матчи вплоть до плей-оффа уже не демонстрировались. Более того, в заключительном этапе турнира также не было трансляций всех поединков, а только избранных. Представьте, долгое время готовиться и сражаться за место с сильнейшими, чтобы потом никто не увидел твоих стараний и умения.
На 2018 год студия запланировала всего 6 больших турниров, что явно недостаточно для поддержки про-игроков организациями. Из-за этого от дисциплины начали отказываться такие команды, как Na’Vi и Virtus.pro. Quake Champions пришёл в киберспорт, когда уровень подготовки турниров, призовые фонды и технические требования намного переплюнули 2002 год. Организаторы вяло и медлительно занимаются развитием своего проекта. В связи с этим можно с уверенностью сказать: через несколько лет киберспортивный Quake вернется в свое прежнее русло – небольшие состязания от энтузиастов, на которых можно повеселиться, но не заработать. Сейчас даже веселиться не получается.
World of Tanks – успешный, но провальный
Игра от белорусской студии стала невероятным хитом. При чем она захватила не только молодых геймеров, основную целевую аудиторию видеоигр, но и людей более старшего возраста. Собираться в отряды на кастомизированных танках до сих пор является одним из самых любимых развлечений для многих мужчин и парней.
Однако огромный успех не помог World of Tanks выйти в мир киберспорта, куда так долго и отчаянно пыталась пробиться студия Wargaming. Возможно, она этого хотела даже больше, чем само комьюнити, и вышла на про-сцену со слишком сырым и слабым предложением. На первых турнирах можно было отчетливо заметить неподготовленность организаторов в техническом плане. Не было удобного инструмента для освещения всех событий на поле, из-за чего не удавалось цельно следить за происходящим.
Также заметна и слабая поддержка со стороны комьюнити. Что бы ни говорили, World of Tanks больше казуальная игра, аудитория которой не предрасположена активно следить за турнирами. Несмотря на все сложности, белорусская компания упорно продолжала инвестировать в развитие про-сцены, организацию турниров, призовые фонды и прочее. Долгое время Wargaming ждала момент, когда киберспортивный сектор WoT наконец-то выстрелит, но этого так и не случилось. С 2016 года популярность турниров продолжала падать. Если предыдущие дисциплины ещё пытаются развивать свой киберспорт, то World of Tanks сложил руки. Зимой 2018 года студия официально приостановила деятельность отдела, что занимался киберспортивным сектором.
Возможно, пройдет некоторое время и Wargaming сможет придумать формулу, что воскресит соревновательную сцену. Но пока белорусы думают, все больше новых дисциплин врывается в киберспорт. Конкуренция растёт, бюджеты увеличиваются и, если мы не увидим World of Tanks Battle Royal, возможно, танки никогда не смогут стать частью виртуального спорта.
Чтобы видеоигра стала киберспортом, нужно не просто иметь армию поклонников и минимальный бюджет. Необходимо бороться с конкуренцией не только в своем жанре, но со всеми дисциплинами, искать новые, оригинальные решения. Мы как-то писали, что киберспорт может полностью перейти на мобильные устройства и с нами согласны Wargaming. Пусть версия на ПК не стала успешной на про-сцене, её мобильная версия, World of Tanks Blitz, вполне комфортно себя чувствует, как на самостоятельных турнирах, так и как часть больших соревнований. Главное – правильно понять аудиторию и сделать всё качественно.
Играйте ради победы, подписывайтесь на esportnews.gg в социальных сетях и добавляйте наш сайт на рабочий стол смартфона, чтобы всегда быть в курсе всего интересного в мире киберспорта.
Виктор «Viktor_Snow» Ткачук специально для esportnews.gg